23.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Назад в 1990-е


Без малого 25 лет назад, 17 декабря 1995 года, состоялись выборы в Государственную Думу второго созыва. Эта кампания стала первым серьезным испытанием для Избирательной комиссии Иркутской области, которая получила тогда статус государственного органа, действующего на постоянной основе. Давайте заглянем в старые подшивки «Восточно-Сибирской правды» и узнаем, как это было.

Высокая явка

Выборы в Государственную Думу второго созыва проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. Активность избирателей в масштабе всей страны оказалась высокой. В выборах участвовали 64,7% избирателей, или более 69,5 млн человек. Это на 11 млн больше по сравнению с выборами 1993 года. Необходимый порог явки избирателей тогда составлял 25%.

Из 269 общественных объединений, имевших право участвовать в выборах, свои списки кандидатов выдвинули 69 партий, движений и блоков. В выборах участвовали 43 объединения. Только четырем из них удалось преодолеть необходимый пятипроцентный барьер, чтобы пройти в парламент.

Победителем кампании стала КПРФ, набравшая 22,3% голосов (всего 157 мандатов). Движение «Наш дом – Россия» (НДР) заручилось поддержкой 10,13% голосов избирателей (55 мандатов). На третьем месте оказалась ЛДПР с результатом в 11,18% голосов (51 мандат). Объединения-победители создали парламентские фракции, а депутаты, не вошедшие во фракции, образовали депутатские группы.

Трудный экзамен

Главная сложность выборов состояла в правовых пробелах. Тогда избирательное законодательство как на федеральном, так и региональном уровне только формировалось. В Иркутской области в четырех округах на выборах в Госдуму в борьбу вступили 27 кандидатов.

Одновременно к желанной победе попытались привести своих представителей два десятка партий и предвыборных блоков. Это была бурная и памятная избирательная кампания, но облизбирком трудный экзамен выдержал достойно.

Об этом можно судить по лаконичной фразе из официального отчета: «Выборы проведены организованно, жалоб со стороны участников избирательного процесса подавалось сравнительно немного, и они носили умеренный характер».

Участие в выборах приняли более 1 млн жителей Приангарья, или 58,76% избирателей, что на 10,3% больше, чем в декабре 1993 года. Наибольшее число голосов (163458), или 15,7%, подано за Коммунистическую партию Российской Федерации. В то же время достижения коммунистов в Иркутской области оказались существенно скромнее успехов по России в целом.

ЛДПР уступила партии Зюганова всего 800 голосов. Тройку лидеров замкнул НДР с результатом в 8,3% голосов избирателей Приангарья. «Женщины России», не преодолев пятипроцентный барьер в масштабах страны, на территории нашего региона были убедительнее. Их результат составил 7%.

Депутатом Государственной Думы от Ангарского избирательного округа остался Виктор Машинский, набравший 42,5% голосов избирателей. Повторил свой успех 1993 года в Братском округе Виталий Шуба – 30,2%. Александр Турусин, вновь избранный в российский парламент, по Тулунскому округу получил 38,7% голосов. В Иркутском избирательном округе победу одержал Юрий Тен (более 50% голосов избирателей).

В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе голосовали более 70% избирателей (79754 человека). Каждый четвертый избиратель поддерживал КПФР, каждый пятый – Аграрную партию. В пределах 7–8% оказались такие партии и блоки, как НДР, «Женщины России», «Коммунисты – Трудовая Россия – за Советский Союз» и ЛДПР. По одномандатному округу, как и ожидалось, победу одержал Сергей Босхолов.

Таким образом, четыре округа региона плюс Усть-Ордынский оказались представлены в Государственной Думе нового созыва прежними депутатами.

Голосование в Иркутске

Своим правом принять участие в выборах в декабре 1995 года воспользовались 53,27% иркутских избирателей. Это почти на 9% больше, чем на предыдущих выборах в Государственную Думу. Причем, как водится, активность жителей Кировского района была самой высокой, а Свердловского – наименьшей. Убедительной победы в борьбе за честь представлять Иркутск в нижней палате российского парламента добился Юрий Тен.

На втором месте по городу оказался Антон Романов (16,4%), на третьем – Геннадий Алексеев (9%). Первенство среди избирательных объединений с 15,1% взял «Наш дом – Россия», опередивший коммунистов. Последних поддержали 13,8% иркутян. На третьем месте – «Яблоко» (9,4%).

Не без ЧП

В охране общественного порядка на избирательных участках в день выборов были задействованы 3240 сотрудников милиции. Чрезвычайных происшествий во время голосования не зарегистрировано. Кроме, пожалуй, одного случая. В начале девятого вечера 17 декабря юный голос сообщил, что заминирован избирательный участок 113/114 (школа №77 в микрорайоне Первомайский в Иркутске).

На место срочно выехала оперативная группа. Не прерывая работы избирательного участка, на котором к тому времени было уже малолюдно, сотрудники милиции всё тщательно осмотрели, взрывного устройства не обнаружили.

Ожидаемая победа

Вот как 25 лет назад жители региона комментировали минувшие выборы. Так, для заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области Геннадия Истомина результаты голосования 17 декабря не стали сюрпризом.

– Как и ожидалось, коммунистическая партия победила, причем со значительным перевесом. Менее логичен успех ЛДПР, ведь практическая отдача от деятельности нынешней Госдумы, в которой фракция Жириновского была крупнейшей, невысока. Что касается левых, в первую очередь коммунистов, то они, думаю, предпримут реальные шаги, – поделился своими впечатлениями 25 лет назад депутат регионального парламента.

Через верхнюю палату, Совет Федерации, законы будут проходить труднее, чем при первом составе, считал тогда Геннадий Истомин.

– Теперь сюда вошли 89 руководителей региональных парламентов, а, к примеру, председатель Законодательного собрания Иркутской области Иван Зелент никогда не поддержит законопроекты, идущие вразрез с интересами Приангарья. Вообще, если представители российской провинции станут собираться, договариваться между собой и принимать конкретные решения, то ни один закон, ущемляющий наши права, не пройдет, – добавил парламентарий.

Неплохие результаты

Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Иркутской области Владимир Мунтян обращал внимание на то, что наибольшее число голосов получили давно известные партии, у которых есть свой избиратель.

– Это прогнозируемый результат, хотя у либерал-демократов оказались чрезвычайно крепкие позиции на селе, откуда они вытеснили Аграрную партию. Третье место у учрежденного минувшим летом движения «Наш дом – Россия» считаю успехом, тем более если учесть сегодняшнее отношение избирателей к власти, – говорил Владимир Мунтян.

Там, где кампания велась на должном уровне (например, в Иркутске), удалось добиться результата. Закономерно, что показатели НДР выше в крупных городах, там, где у людей есть реальная возможность выбора стандартов и образа жизни.

– По одномандатным округам кандидаты Союза промышленников Иркутской области показали в целом хороший результат: Тен, Шуба и Турусин снова стали депутатами, не прошла только Королева. Впрочем, мы надеемся на конструктивное взаимодействие и с депутатом от Ангарского округа Виктором Машинским, – резюмировал Владимир Мунтян.

Историческое поражение

Главная сенсация парламентских выборов – слабый результат Конгресса русских общин (КРО), заявил историк Олег Воронин. КРО, по его словам, ориентировался на ту же социальную нишу, что и ЛДПР, плюс на социал-демократов горбачевского «замеса», однако не сумел мобилизовать потенциальных избирателей.

– А ведь финансовых и организационных ресурсов у «конгрессистов» было предостаточно. Отмечу также скромный результат «Яблока». Успех коммунистов вполне объясним, но по большому счету время играет против них. Голоса за ЛДПР – это тяга определенных слоев к самоорганизации, – добавил Олег Воронин.

Особенный год

В истории избирательной системы Приангарья 1995 год стал знаковым не только за счет серьезных выборов. Знаменательным событием стало использование Государственной автоматизированной системы «Выборы». Жители региона оказались пионерами применения в отечественной избирательной практике современных технологий информации и коммуникации. Удалось оперативно решить новые по тем временам технические вопросы, подобрать специалистов, что тоже было непростым делом.

Вскоре информационный центр показал хорошую отдачу. Неоценимой оказалась помощь электроники, управляемой автоматизированной системой «Выборы», при образовании схемы избирательных округов, подготовке списков избирателей и особенно в оперативном контроле за ходом голосования и подведением итогов. И, конечно, в режиме онлайн (реального времени) стала осуществляться связь с Центризбиркомом.

В последующие годы не раз подтверждалась своевременность создания информационного центра и эффективность ГАС «Выборы». Причем информационный центр довольно быстро перешагнул первоначальные рамки, оказавшись востребованным и в межвыборный период. Ведь электронное детище комиссии в тот период оказалось единственным в Приангарье автоматизированным комплексом, охватывающим все муниципалитеты едиными средствами автоматизации. Вот почему его возможностями вскоре стали пользоваться областная администрация, Законодательное собрание, руководители городов и районов, Ассоциация муниципальных образований Иркутской области.

Подготовила Ани Думикян

Фото с сайта b.radikal.ru

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости