24.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Алена Барышникова: «Каждая кампания – особенная»


Идеальная чистота на рабочем столе. Все бумаги по папочкам. Строгая деловая атмосфера кабинета оттеняется висящим на стене детским рисунком в рамочке, на котором молодой человек с бюллетенем в руке стоит и думает, за какое будущее ему проголосовать. Тут же на стене карта Иркутска с подробным нанесением улиц и домов, а также номеров участковых комиссий. Все детали выдают, что хозяйка кабинета во всем любит порядок.

Алена Барышникова пять лет назад возглавила Иркутскую городскую №2 территориальную избирательную комиссию. Она убеждена, что среди организаторов выборов не бывает случайных людей, точнее, если такие и попадают в систему, то ненадолго, слишком высокие профессиональные и личностные требования к тем, кто отвечает за проведение голосования.

Педагогика и призвание

– Алена Анатольевна, кем вы мечтали стать в детстве?

– Обычно дети ориентируются на родителей, кем те работают. Я хотела быть инженером, как мой отец. Но потом, выбирая профессию, решила, что стану педагогом. Очень нравилось играть в школу с куклами и зверушками. Наверное, мне очень везло с учителями, были хорошие примеры, глядя на которые захотелось выбрать педагогическую стезю. Причем мне не удалось поступить в институт с первого раза, год я проработала помощником воспитателя в детском саду. Именно там я увидела, как занимаются корректировкой речи у детей логопеды. Меня это так увлекло, что самой захотелось получить такую профессию.

– Удалось после окончания института поработать по специальности?

– К сожалению, нет. Когда я окончила вуз, как раз были сложные 1990-е годы. Вся система дошкольного образования находилась в упадке. Зарплаты у педагогов были низкими, да и сами детсады закрывались. Системы распределения молодых специалистов уже не стало. В принципе, если бы я вернулась в город, в котором родилась (Красноярск-26), то там бы работу по специальности нашла, но возвращаться на малую родину не хотелось. Так что, когда поступило предложение о работе в избиркоме области, я согласилась.

– Можно сказать, что приглашение в избирком было «рукой судьбы»?

Пожалуй, да. Меня пригласил тогдашний председатель облизбиркома Валерий Николаевич Андриянов, ему нужен был специалист в приемную, сейчас бы сказали секретарь. Аппарат комиссии в тот период был маленький: бухгалтер, специалист, обслуживавший государственную автоматизированную систему «Выборы» (Наталья Земскова), и я. А во главе были председатель – Валерий Николаевич Андриянов, заместитель – Александр Петрович Ведров, секретарь комиссии – Людмила Ивановна Шавенкова. Вот такая команда организаторов выборов. Компьютеры тогда только внедрялись. Помню, даже платежки печатали на машинке под копирку. При проведении выборов мы очень плотно взаимодействовали с организационным отделом администрации области, а также с подразделением, курировавшим территории.

Серьезные изменения в структуре аппарата и полномочиях, возложенных на комиссию, стали происходить в период, когда облизбирком возглавил Виктор Васильевич Игнатенко. Тогда шло активное становление избирательного законодательства, формировалась и отлаживалась государственная автоматизированная система «Выборы». После проведения выборов и приема финотчетов стало понятно, что один бухгалтер не справляется с объемом, потребовался дополнительный специалист в ГАС «Выборы», юрист для правового сопровождения. Так постепенно увеличивалась численность аппарата в связи с ростом числа функций, которые выполняла комиссия. Стали формироваться отделы. Виктор Васильевич добился выделения дополнительных кабинетов для размещения работников. Можно сказать, я стала свидетелем формирования избирательной системы в том виде, в котором она действует и сейчас.

Сложно и интересно

– У вас есть опыт работы в аппарате облизбиркома, вы были замначальника организационного отдела, но уже несколько лет возглавляете Иркутскую городскую №2 территориальную избирательную комиссию (ТИК). Где работать труднее?

– Я бы не стала использовать слово «труднее». В территориальной комиссии больше личной ответственности. В аппарате избиркома ты отвечаешь за определенное направление, порученное тебе. Я работала в орготделе и взаимодействовала с 45 ТИК. В теризбиркоме я сейчас контролирую 59 участковых комиссий, в их составах почти 750 человек. Конечно, основная работа проходит с «тройками» (председатель, заместитель, секретарь), но ответственность несу за всех членов участковых избирательных комиссий (УИК). Руководить теризбиркомом интереснее. Самое незабываемое время, когда на ТИК возлагают полномочия окружной комиссии. Мы непосредственно работаем с кандидатами, проверяем документы, принимаем решение о регистрации или отказе в ней, представляем позицию комиссии в суде при оспаривании наших решений. Так что работа в ТИК, может, и сложнее, но интереснее и разнообразнее.

– Учитывая ваш практический опыт, какое образование должно быть у руководителя теризбиркома?

– Во-первых, юридическое. Без него невозможно. Нужно понимать особенности избирательного законодательства, следить за новеллами. Строго в соответствии с нормами принимать решения. Во-вторых, очень помогает педагогическое образование. Мы же много обучаем, как избирателей, в том числе и будущих, так и организаторов выборов. Никогда не отказываем в консультации кандидатам. У меня есть оба этих образования, и это очень помогает в работе.

Кстати, ни для кого не секрет, что среди членов комиссий много учителей, а среди руководителей УИК – директоров школ и завучей. Вот их обучать сложнее всего, для этого нужно не только блестяще самому знать материал (все тонкости избирательного процесса), но и быть авторитетом для этих представителей сферы образования. И здесь меня выручает мое педагогическое образование, я знаю методику подачи материала, знаю, как удержать внимание аудитории. И конечно, всегда с большим уважением отношусь к коллегам, они это чувствуют и ценят.

– Что вам в работе приносит удовлетворение?

– Когда подводим итоги выборов и члены участковых комиссий, коллеги из других ТИК хвалят хорошую организацию работы, это дорогого стоит. Самое ценное – признание твоего труда со стороны коллег, людей, которые понимают, какой ценой это всё далось.

Роль руководителя

– К слову, а как удается вам всё организовать так, чтобы комиссии работали как один слаженный механизм?

– Атмосфера в комиссии зависит от руководителя, как он распределит нагрузку между членами, поставит задачи, организует контроль исполнения. Каждый должен знать, что и когда он делает. Если всё правильно сделано, то выборы проходят в спокойной обстановке без нервотрепки. Бывают эксцессы. Но любой вопрос можно решить спокойно, без конфликта.

– Но ведь случается, что кандидаты приходят уже уверенные в том, что их хотят подставить, не допустить до выборов и т.п. Они сразу начинают общение с членами комиссии, как с подозреваемыми… Как тут избежать конфликта?

– Если с кандидатом общаться корректно, уважительно, не реагировать на эмоциональные провокации, действовать исключительно в рамках закона, то и повода для конфликта не возникнет. Повторюсь, но мне помогает педагогическое образование, я же изучала и психологию в процессе учебы. Да, акцент делался на работе с детьми, но все наши поведенческие модели заложены в юном возрасте, так что знание детской психологии – это определенный ключ к работе с людьми в целом. К примеру, звонит мне председатель участковой комиссии и начинает разговор с обвинений: «Вы вот это не сказали и вот это нам не дали». Я слушаю и понимаю, что у человека эмоциональный накал. Спокойным тоном прошу подробно изложить ситуацию, выслушиваю и по мере рассказа тон собеседницы становится ровнее. Потом она уже готова меня выслушать, мы всё обсуждаем, и получается, что весь этот эмоциональный всплеск не имел под собой реального основания. Всякие ситуации бывают, главное не поддаваться на эмоциональные порывы. Порой достаточно спокойно человека выслушать. Это же относится и к кандидатам.

Я и членам своей комиссии всегда говорю: «Мы выполняем одну совместную работу – организуем выборы и делаем это независимо от политических взглядов и партийной принадлежности, исключительно в соответствии с законом». Не все это сразу понимают и разделяют, но я призываю партийные предпочтения оставить за порогом комиссии. И законодательство требует от нас непредвзятости и равного отношения ко всем кандидатам. Я убеждена: когда делаешь всё строго по закону, совершенно не важно, что думают о тебе, на твоей стороне правда.

– Как вы думаете, возможно в ближайшее время внедрение электронного дистанционного голосования в Иркутской области?

– Думаю, оно появится очень скоро, если будет обеспечена тайна голосования и защита волеизъявления от внешнего вмешательства (хакерских атак). Это уже требование времени. На самом деле смогли же создать защищенную ГАС «Выборы», действует же эффективно портал «Госуслуги», платим же мы в онлайн-формате налоги. Значит, и голосовать можно через интернет.

– А бумажные бюллетени сохранятся?

– Наверное, от них постепенно откажутся. Но требуется провести огромную работу по формированию доверия к системе онлайн-голосования. И вот здесь пока я для себя не смогла найти ответ, как это сделать. У нас люди с большой долей скепсиса относятся ко всем новинкам. Причем это распространено как среди людей старшего возраста, так и среди молодежи. Они во всем видят подвох и жульничество.

Семья и работа

– Может, нужно более тщательно продумать механизм просвещения? Подробно демонстрировать, как работает система дистанционного голосования, что всё защищено, объяснить, что такое блокчейн…

– Не уверена, что всё можно решить только механизмами просвещения. К примеру, у нас при городских теризбиркомах действует Молодежный центр правового обучения, он ежегодно выпускает не менее 40 человек. Это ребята, студенты-юристы, которые осознанно идут изучать курс по избирательному праву и процессу. Конечно, они берут этот спецкурс, полагая, что знания им пригодятся в будущем, может, будут работать электоральными юристами. И при этом далеко не все из этих ребят, по их собственному признанию, ходили голосовать на выборах. Правда, после завершения обучения процент абсентеистов существенно снижается...

Думаю, проблема в том, что нет определенной культуры политического участия. И это воспитывается в семье, а не в школе или вузе. Мы все с детства ходили с родителями на выборы, это был настоящий семейный праздник. Да, тогда, чтобы привлечь людей на участки, там организовывали торговлю дефицитными товарами. Сейчас любую вещь можно купить в магазине, были бы деньги, и этим на участки людей не заманишь. Поэтому самым важным все-таки является родительский пример: если взрослые в семье ходят на выборы и объясняют детям, почему это важно, то и дети, вырастая, видят свой долг в участии в жизни страны в качестве избирателя.

– Что вы отвечаете людям, которые заявляют: «У вас на выборах всё заранее решено. Смысла голосовать нет!»

Я могу ответить только за себя и за работу моих участковых комиссий. Всем, кто пытается голословно обвинить избирательную систему в нечестности, я подробно разъясняю, как организован процесс голосования, как проходит подсчет бюллетеней, что на всех этапах присутствуют наблюдатели от разных партий и кандидатов, они пристально следят за всеми действиями членов комиссий. На многих участках в Иркутске установлены КОИБы, где подсчет бюллетеней идет автоматически. Более того, за фальсификацию итогов голосования есть уголовная статья, и все члены комиссии знают о тех санкциях, которые будут применены к нарушителям. И никто осознанно на такой шаг не пойдет. В своих членах комиссий я уверена, они никогда не пойдут на преступление!

– Работа на выборах сутками, летом без отпуска… Какие аргументы вы находите для близких, зачем всё это нужно?

– Изначально, когда мы приходим на работу в избирательную систему, мы знаем, что отпуска летом у нас не будет, поскольку единый день голосования – в сентябре. Мне, пожалуй, проще с супругом договориться, поскольку он может взять отпуск зимой (он профессор, преподает в университете путей сообщения), когда каникулы у студентов, и мы летим на отдых в теплые страны. Вообще, мне повезло: супруг с пониманием относится к специфическому графику моей работы. Но честно скажу, многие бы очень порадовались, если бы день голосования перенесли на позднюю осень или на декабрь.

О трудностях и радостях

– Какая самая сложная кампания, которую вы проводили?

– Пожалуй, общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Многое из того, что пришлось выполнять этим летом, применялось впервые. Основные сложности: несколько дней голосования, организация голосования на придомовых территориях, соблюдение жестких эпидемиологических требований. Непросто пришлось членам комиссий, которые в жару должны были работать в халатах, масках, перчатках. Но, может быть, я так думаю, поскольку прошло очень мало времени и все впечатления очень свежи. А так в каждую кампанию есть какие-то новинки, меняется законодательство, что-то требует особого внимания, поиска нестандартных решений. Если подумать, то за прошедшие пять лет я занималась организацией выборов разного уровня: президентских, губернаторских, депутатов Госдумы, Заксобрания, гордумы. И каждая кампания имела свою специфику.

– Какую новацию избирательного законодательства вы бы назвали прорывной, своевременной?

– Наверное, «Мобильный избиратель» и цифровые участки. Думаю, два этих механизма – своеобразный шаг к дистанционному голосованию. Сейчас гражданин может подать заявление и проголосовать на удобном для него участке, в том числе на цифровом. Да, последние пока есть только в Москве, но сама возможность проголосовать на своих региональных выборах, находясь в столице нашей родины, – это, мне кажется, очень современно и своевременно. Все уже начинают забывать об открепительных удостоверениях, которые надо было получать, сохранять, потом предъявлять на участке… Теперь многие действия по «Мобильному избирателю» можно сделать онлайн, и тебя включат в список избирателей на понравившемся участке. Следующий этап, на мой взгляд, – переход к дистанционному голосованию на выборах всех уровней. Россияне смогут голосовать, находясь в любой точке страны или даже мира.

– Алена Анатольевна, если бы вам представилась возможность поговорить с великим человеком, кто бы это был?

– Хотелось бы пообщаться, точнее, послушать Валентину Ивановну Матвиенко. Очень грамотная женщина, добившаяся благодаря своим талантам, уму таких высот. Причем поговорить хотелось бы не на политические темы, а о жизни.

– Что для вас означает счастье?

– Когда дома хорошо. Когда дети и родители живы и здоровы. Когда на душе спокойно.

– Если выдается свободная минутка, то на что вы ее тратите?

– Очень люблю читать. На ночь обязательно читаю художественную литературу. Если времени чуть больше, то занимаюсь вышивкой.

– Есть любимый писатель?

– Мне нравится Борис Акунин, из классиков – Ремарк, Голсуорси, Мопассан. К их творчеству возвращаюсь и отмечаю, что на многие сюжеты с возрастом начинаю смотреть иначе. Очень люблю книги по психологии и саморазвитию.

– В юбилейный год что пожелаете коллегам?

– Никогда не останавливаться на достигнутом. Наша работа требует постоянного самосовершенствования, изучения нового. Конечно, желаю всем здоровья, а еще терпения, спокойствия и мудрости.

Беседовала Алена Сабирова

Фото из архива А. Барышниковой

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости