25.04.2024

Новости

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

18.04.2024 Братский район. Рабочие вопросы

18.04.2024 День молодого избирателя

18.04.2024 Послание губернатора

17.04.2024 Мои медиавыборы

17.04.2024 Свирск. Рабочее совещание

17.04.2024 Шелеховский район. Подготовка к выборам

Цифровая активность


Предлагаемая вниманию читателей статья посвящена факторам и механизмам формирования политической активности молодежи. Авторами работы являются доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Института инновационных технологий и государственного управления (Москва) Александр Деревянченко и аспирант кафедры Дмитрий Калинин. Исследователи отмечают: интернет, социальные сети и мессенджеры формируют общественное мнение, политическую информированность и политический выбор современной молодежи.

Общественный запрос

Если раньше человек тратил много времени на поиск информации, то в условиях складывающегося цифрового общества эта задача значительно упростилась. В общественном транспорте, кафе, ресторанах и парках сегодня имеется доступ к Wi-Fi. Способность эффективно искать, фильтровать и анализировать информацию, работать с различными ее источниками, формирование с детства культуры взаимодействия с современным информационным потоком – залог успешного существования человека в цифровом обществе.

Данный факт не остался в стороне от мира политики. У современного политика, как правило, обязательно есть профили в социальных сетях, он ведет блоги. Причиной тому служит общественный запрос на такое общение с аудиторией, в особенности от молодого поколения, которое постепенно отходит от традиционных средств массовой информации (журналы, газеты, телевидение).

Несмотря на то, что телевидение в России остается главным источником информации для людей старше 35 лет, молодое поколение практически утратило к нему интерес, уходя за контентом и развлечениями в интернет, мессенджеры либо на молодежные ТВ-каналы или радио. Создание и поддержка цифрового профиля политика, цель которого заключается в том, чтобы удержать аудиторию в своем информационном поле или даже стать для определенной совокупности людей лидером мнений, является важным феноменом цифрового общества.

Цифровой профиль политика для некоторых людей может стать ближе, чем его друзья и члены семьи. Люди интересуются подробностями личной жизни этого политика, его увлечениями, мнением о ком или чем-либо, реакцией на события, становясь его своеобразными фанатами.

Типы вовлечения

Чаще всего цифровой профиль политика многогранен и использует несколько различных сетевых площадок для охвата максимальной аудитории. Комбинирование различных сетевых площадок позволяет доносить свою точку зрения и информацию до различных групп избирателей (пользователей) в удобном для них виде.

Формат мелких новостей, интересных мыслей, видео и фотографий, микроблогов перемешивается в ленте новостей в социальных сетях, мессенджерах. Он подается в пропорциях, которые можно регулировать самостоятельно, подписываясь на то или иное количество различных профилей и групп. Специалисты выделяют два ключевых типа вовлечения личности в интернет-политику: онлайн-контактирование и онлайн-участие.

К контактированию относятся не требующие больших усилий типы участия (например, голосование, обсуждение политических вопросов). К онлайн-участию отнесены более активные формы политической деятельности: членство в политической организации, пожертвования, участие в демонстрациях и т.п. Большинство случаев политического участия в интернете относятся именно к контактированию. Люди ищут политическую информацию, посещая сайты политических организаций и центров. Более активные типы политического участия наблюдаются гораздо реже.

Поскольку наиболее деятельными интернет-пользователями является молодежь, то здесь имеется объективная опасность. Она заключается в способности распространяемых вирусным путем мемов оказывать существенное воздействие на формирование системы политических ценностей молодежи и воздействовать на поведенческие механизмы наименее защищенного сегмента интернет-аудитории через негативный контент и не только.

Оценка воздействия

Развитие цифровизации общества влечет за собой как новые возможности и преимущества, так и ряд трансформированных (терроризм, киберпреступность), а также новых опасностей, которые необходимо исследовать. Одной из таких опасностей является угроза цифровому суверенитету России, поскольку в настоящее время поисковые системы и платформы социальных сетей позволяют анализировать поведение пользователей, их предпочтения, активность, вкусы и т.п.

Такой мониторинг в режиме онлайн может вестись и в отношении реальной жизни населения, и организации работы городских, управленческих, иных структур, и предвыборных кампаний, что может подрывать основы государства. Оценки воздействия цифровых технологий на политическую активность варьируются от хвалебных до критических.

Согласно первой точке зрения, интернет-пространство рассматривается как пространство нового гражданского общества, как возможность функционирования прямой демократии. Это связано с тем, что использование интернета и социальных сетей якобы увеличит явку на выборах, а количество контактов граждан с властями повысит степень доступности политической информации и даст возможность использовать новые средства для дебатов между гражданами и элитой.

Следовательно, интернет, по мнению сторонников данной позиции, не только расширит, но и углубит политическое участие, привлекая недовольных и молодежь. Ведь формирование политических взглядов значительной части молодежи основано, в первую очередь, на цифровой инфраструктуре (интернет, социальные сети и мессенджеры).

– Действительно, интернет и социальные сети могут способствовать общинному строительству благодаря своим уникальным возможностям, позволяя преодолевать географическую дистанцию, расовые, возрастные, гендерные преграды, ограничения временных поясов и распорядка дня, – говорится в статье.

Интернет-коммуникации имеют также более выраженный эффект запоминания благодаря возможности записи сообщений. Всё это создает дополнительные ресурсы для развития у граждан взаимопонимания, толерантности, готовности принять иные взгляды и нормы поведения, выработки общих ценностей и др.

Зеркало общества

Однако имеются и не столь оптимистические оценки интернета и его возможностей в плане расширения участия молодежи в политической жизни страны. Речь идет, прежде всего, о снижении качества политического участия. Это выражается, во-первых, в растущей изолированности людей друг от друга как следствии индивидуалистского характера цифровых технологий. Подобное может вести к ослаблению коллективных действий, размыванию социального капитала.

Во-вторых, дело в изменении качества самой интернет-аудитории. Если на начальном этапе развития интернет-потребителями были по преимуществу высокообразованные и политически активные граждане, то в последние 10–15 лет в результате массовизации и коммерциализации Сети произошло существенное снижение культурного, образовательного, возрастного, профессионального уровня интернет-аудитории.

Тренд в сторону общедоступности и развлекательности интернета сделал его зеркалом общества, в котором отражаются в том числе низменные стороны человеческой природы.

Фактор самоопределения

Одной из политологических аксиом является утверждение о том, что эффективность политики, в первую очередь, зависит от участия населения страны в политических процессах, в том числе молодежи. По данным социологических исследований, интерес российской молодежи к участию в политических процессах и событиях уступает подобному интересу у старшего поколения. Это, однако, не означает, что нужно преуменьшать влияние данной социально-возрастной группы на политику в стране. Молодежь является активной социальной группой, имеющей и силы, и время для активного участия в политической жизни.

Ненормированный график работы и учебы, возможность пропуска определенного количества занятий без серьезных последствий, отсутствие у большинства семьи, детей и связанных с ними домашних забот – всё это позволяет молодежи практически в любой день принимать участие в политических акциях, протестах, митингах, что не могут себе позволить, в силу ряда ограничений, более старшие возрастные группы.

Большинство представителей молодежи знакомятся с политикой в возрасте 15–18 лет. Причем данный возрастной диапазон в последнее время имеет тенденцию к омоложению: в политических акциях начинают принимать участие подростки 12–14 лет. Систематическое политическое образование обычно начинается во время изучения обществознания в старших классах, а пик приходится на год проведения первых президентских выборов после достижения 18 лет.

Именно президентские выборы как наиболее популярные с точки зрения явки и общественного интереса во многом становятся важнейшим фактором политического самоопределения и активности молодого россиянина, что и показали выборы главы государства в 2018 году.

Политический нигилизм

Разумеется, в возрасте 15–20 лет большинство молодых людей в достаточной мере не знакомы с различными политическими направлениями и их идеологией, не разбираются в представленных в стране политических партиях и их программах. Это означает, что от того, каким образом молодой человек будет вовлечен в политику, зависят его политические взгляды и политическая культура как минимум на ближайшие несколько лет.

Характерными чертами массового политического сознания российской молодежи являются, по данным социологических исследований, незнание гражданского законодательства и основ государственного устройства страны, недостаточная правовая и политическая грамотность, а также неумение бороться за свои права.

В сознании и поведении молодых людей проявляется политический нигилизм, выражающийся в недоверии к существующим институтам и органам власти и пренебрежительном отношении к ним и принимаемым ими решениям. Очевидно также, что сегодня молодые люди с большим недоверием относятся к любой идеологии.

В результате процессов макротрансформации страны на смену коммунистической идеологии пришел фактически идейный хаос, состоящий нередко из противоречивых представлений о демократии и «сильной руке», свободном рынке и социальной защите, свободе и правовом государстве. Заимствованные у Запада идеи и ценности были поверхностно восприняты в том числе и молодыми людьми.

Формы активности

Среди почти 50 зарегистрированных в России политических партий, по данным на январь 2020 года, многие имеют свои молодежные партийные организации (отделения). Это «Молодая гвардия Единой России» («Единая Россия»), «Соколы Жириновского» (ЛДПР), «Ленинский коммунистической союз молодежи Российской Федерации – ЛКСМ РФ» (КПРФ), «Молодые социалисты России» (партия «Справедливая Россия»), «Молодежное Яблоко» (партия «Яблоко»). Молодежные отделения политических партий предоставляют возможность молодым людям приобрести опыт партийно-политической работы или сделать партийную карьеру.

– Однако чаще всего политические партии не имеют системной и продуманной молодежной политики, а используют молодых людей либо в качестве резерва для пополнения редеющих партийных рядов, либо «боевого авангарда» при уличных выступлениях и протестах. Молодежь, участвуя в партийных акциях, распространяя листовки, тем не менее практически не оказывает влияния на руководство партии и принимаемые им решения, – считают авторы статьи.

В целом политическая активность молодежи проявлялась до недавнего времени в таких формах, как предвыборная и избирательная активность, организованная активность (участие в деятельности молодежных политических организаций, в общественных движениях), активность по организации групп воздействия, протестная активность.

Однако с развитием интернета и цифровых технологий появилась новая форма политической активности – интернет-участие. Это многоступенчатый коммуникативный процесс, проходящий под влиянием лидеров мнений, оказывающих непосредственное воздействие на окружение, все действия с использованием интернета, которые предпринимают граждане для влияния или прямого участия в принятии политических решений на разных уровнях политической системы.

Легально и нелегально

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что пользователи среди практик политического интернет-участия чаще всего выбирают коммуникативную активность, которая может быть достаточно эффективной. В ее основе – наличие пользовательского контента, самым простым видом которого является размещение поста на странице пользователя социальной сети.

Данный пост должен оказать влияние на политическую осведомленность, политические действия или политические решения других участников – пользователей социальных сетей. Значительно меньшая часть пользователей предпочитает более активные формы политического участия (партийную или неконвенциональную).

Эксперты охарактеризовали девять основных форм политического участия современных граждан (в том числе молодежи) в онлайн- и офлайн-среде: голосование (электоральное участие), партийные и предвыборные мероприятия, протестная активность, взаимодействие, коллективные действия, потребительство, внимание к новостной повестке, дискуссии, выражение своей позиции.

Данная классификация охватывает важнейшие формы конвенционального политического участия граждан, а также протестную активность. К конвенциональным (или легальным) формам политического участия обычно относят проявления активности граждан в рамках действующей конституции и законодательства, не нарушающей права и свободы других граждан.

Акторы влияния

Рассматривая политическое интернет-участие как комплексный феномен, специалисты включают в него основные ресурсы, значимые для политического участия. Это образование, доход, профессиональный статус, а также специфичные ресурсы для интернет-участия – время, проводимое в онлайне, и навыки навигации. Сюда же относятся факторы, влияющие на политическое участие, – пол, возраст.

Имеют значение культурные установки, мотивы личности, механизмы участия, формы (конвенциональное и неконвенциональное участие), институциональные факторы (виртуальная политическая система). Подобное описание позволило исходя из двух критериев (численности участников и законности их действий) выделить четыре типа политического интернет-участия: индивидуальное конвенциональное, массовое конвенциональное, индивидуальное неконвенциональное, массовое неконвенциональное политическое участие.

К конвенциональным формам политического участия в интернете, помимо указанных, относится еще и создание сайтов, блогов, чатов, форумов, интернет-газет и журналов с политической направленностью, законодательные инициативы, петиции, обращения, участие в выработке проектов политических решений, политических программ, местных бюджетов, виртуальные съезды партий, телеконференции, распространение информации о политических акциях, митингах, забастовках и т.д.

Среди неконвенциональных форм политического интернет-участия можно выделить хакерские атаки на сайты и порталы органов государственной и муниципальной власти, политических партий, граждан, кибертерроризм, хищение, присвоение, вымогательство информации, производство фейковых новостей, политические провокации как технологии черного PR, экстремизм, склонение к массовым беспорядкам и др.

Рост популизма

Информационный контент современного Рунета, Всемирной сети, социальных сетей и мессенджеров довольно специфичен. Среди их особенностей исследователи выделяют больший вес и распространенность негативных (скандальных) инфоповодов и новостей, популизм, внимание к словам и ошибкам политиков, постоянные дебаты без прямого общения, возможность пользователя формировать не собственное отношение, а на основе мнения и оценок большинства.

При этом интерес к негативным новостям в молодежной среде явно выше, чем к позитивным. Позитивная новость воспринимается молодыми людьми как фрагмент медленного эволюционного развития какой-либо ситуации, а негативная новость – как внезапное, контроверсионное обычному течению жизни, событие, привлекающее широкое внимание и вызывающее много эмоций.

Рост популизма выражается в распространении информации без предоставления ее источников, четких и проработанных планов по ее реализации (так называемые «диванные аналитики»). В современном цифровом мире, где каждое слово и действие может быть записано на видео, которое может оказаться в широком доступе и храниться сколь угодно долго, любая ошибка, оговорка, нервный срыв и откровенная ложь могут быть слиты в Сеть, вынесены на всеобщее обозрение и стать доступными для дальнейшего использования любым политическим технологом, оппонентом, блогером.

Сегодня политики конкурирующих сторон получили возможность общаться, отвечать друг другу на выпады без прямых дебатов, а при помощи информационных атак, постов, блогов и т.п. При этом аудитория может комментировать и общаться между собой, формируя коллективную оценку реальным или выдуманным действиям, событиям, словам.

Новое поколение

Становление цифрового общества как нового типа общественного устройства ведет к изменению социокультурных устоев и политической деятельности, сложившихся в эпоху индустриального общества, подрывая их путем постепенной имплементации принципиально новых общественных практик.

Цифровизация касается практически всех сфер общественной жизни. Процессы и результаты цифровизации экономики, политики, коммуникации, социальной и духовной жизни ставят перед гуманитарными и социальными науками новые, крайне серьезные и в определенном смысле даже экзистенциальные задачи.

Уже сейчас молодое поколение в большинстве своем не в состоянии воспринимать информацию так, как ее воспринимали их предшественники. Если ранее образование брало на себя роль источника информации, то в цифровом обществе интернет выполняет функции традиционных СМИ и политической рекламы. Приоритет отдается обучению правильно искать, фильтровать и анализировать информацию, получаемую из Сети.

Если ранее молодой человек довольствовался (или нет) традиционными медиа, то сегодня разнообразие источников информации позволяет ему сделать выбор в пользу тех информационных источников, которые отвечают его интересам, предпочтениям и желанию коммуницировать.

Интернет, социальные сети и формат подписок дают возможность пользователю создать индивидуальную ленту информации, которая максимально адаптирована под конкретного человека. В свою очередь, такая возможность открывает безграничный потенциал для манипулирования в чьих-то, очень может быть, корыстных интересах.

Полную версию статьи читайте в журнале «Гражданин. Выборы. Власть»

Фото с сайта klevo.net

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости