3.05.2024

Новости

27.04.2024 С Первомаем!

27.04.2024 Досрочные выборы

27.04.2024 «Своя игра»

26.04.2024 Прием отчетов партий

26.04.2024 Плюс одна кампания

26.04.2024 Итоги конкурса

22.04.2024 Финалисты клуба

19.04.2024 Семинар с партиями

19.04.2024 Переформирование двух комиссий

19.04.2024 Кандидаты в «молодежку»

Выборы требуют слаженной командной работы


Мы продолжаем серию интервью, посвященных 25-летию избирательной системы Иркутской области. Наши материалы посвящены тем, кто эту систему строит, совершенствует, изо дня в день всецело посвящает себя работе, защищая избирательные права граждан.

Нашей гостьей в этот раз стала заместитель председателя избирательной комиссии региона Татьяна Анатольевна Шеметова. В беседе с нами она рассказала о том, как изменилось ее представление об избирательной системе, какими качествами должен обладать организатор выборов и каким был ее первый рабочий день в облизбиркоме.

– Татьяна Анатольевна, ваш профессиональный путь был как-то связан с избирательной системой до того, как вы стали членом облизбиркома?

– До того, как стать членом избирательной комиссии, я была заместителем министра по молодежной политике Иркутской области. Работа с молодежью всегда связана с воспитанием у ребят активной гражданской позиции, в том числе с реализацией их активного и пассивного избирательного права. Одно из важных направлений такой работы – обеспечить участие молодежи в политической жизни страны, в выборах, мы учили молодое поколение не бояться высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, рассказывали им об их избирательных правах. Учили их тому, что если они с чем-то не согласны, то не надо игнорировать это, нужно об этом заявлять открыто. Поэтому я считаю, что у меня все-таки был опыт работы с избирательной тематикой. В конце концов, я юрист и избирательное право мне всегда было интересно.

– Почему выбрали эту профессию?

– Когда я закончила школу, было очень модно получать юридическое образование. На тот момент – возможно, на волне этой моды – я выбрала профессию юриста. Ни разу об этом не пожалела, потому что это образование позволило мне работать в разных сферах. Мой первый профессиональный опыт был педагогический. Будучи еще студенткой, я преподавала основы законодательства и права студентам сузов. Очень хотела стать адвокатом, однако до получения диплома о высшем образовании после преподавания я решила временно поработать в областном молодежном кадровом центре. Думала, получу диплом и после этого займусь чем-то серьезным и важным, а пока поработаю с молодежными проектами. Но когда через некоторое время оглянулась назад, то поняла, что я уже прочно засела в этой сфере и всей душой была связана с молодежной политикой. В нашей жизни ничего не бывает случайно, и если так случилось, значит оно так и должно быть. Был опыт работы в главном правовом управлении губернатора Иркутской области при Тишанине. Есть опыт работы в министерстве спорта и физической культуры, когда оно объединилось с «молодежкой». Затем, как вы знаете, их все равно вновь разделили. Любое место работы – это опыт и большой профессиональный багаж.

– Не скучаете по «молодежной» работе, все-таки это совершенно другой мир, темп жизни? 

– «Молодежников» бывших не бывает, даже сейчас я продолжаю работать с молодым поколением, нахожу это направление и в своей нынешней деятельности, мне это очень близко. Вообще, темп жизни и всё, что тебя окружает, зависит не от профессии, а от того, что ты сам вносишь в свою работу, быт. Мне хочется верить, что, придя в избирательную систему, я ничего не потеряла, а, наоборот, принесла сюда с собой что-то новое. Так сложилось – и я этому очень рада – в должности заместителя председателя комиссии я курирую в том числе и наше молодежное крыло, Молодежную избирательную комиссию Иркутской области. Ребята замечательные, я участвую в их мероприятиях и сама стараюсь их вытянуть на молодежные мероприятия, которые проводятся в регионе. Ничего интересного из моей жизни не ушло, я могу это с уверенностью сказать. Только прибавилось и умножилось. Я всё время в диалоге с молодежью.

– Очевидно, что ваши представления об избирательной системе изменились после того, как вы заняли должность заместителя председателя облизбиркома. Что нового для себя открыли?

– Мое отношение к избирательной системе, ко всем ее процессам изменилось кардинально. Это абсолютно разные ощущения – до и после. Многие, наблюдая за избирательной системой со стороны, только в общих чертах представляют себе, что это за процесс и что такое избирательные комиссии, выборы. Думают, что, когда идет межвыборный период, тут заняться особо нечем, все отдыхают. Когда вошла в систему, то поняла, насколько это слаженный и серьезный организм, который функционирует постоянно. Мы работаем над повышением правовой культуры молодых и будущих избирателей, организуем и проводим мероприятия, выпускаем газету, научный журнал. Совершенствуется законодательство, проводятся семинары, обучение нижестоящих комиссий и многое другое. Ассоциация с муравейником: на поверхности видишь одно, а внутри постоянное движение, организованная система, где каждый знает свой функционал, задачи, зону ответственности. 

– Почему вы согласились войти в состав комиссии? Вы могли отказаться, тем более что «молодежка» – это ваша стихия.

– Наверное, это символично, но как раз таки мою кандидатуру предложила молодежная организация – «Молодежь Прибайкалья». Так как, работая с молодежью, я привыкла, что все их самые смелые идеи нужно поддерживать, то я решила: раз они мне предложили это, значит им это интересно, они мне доверяют и, наверное, возлагают на меня какие-то надежды. Я согласилась и поддержала инициативу, мне было это интересно. Считаю, что если тебе в жизни открывается какая-то дорога, то это не случайно. Когда мою кандидатуру поддержало Законодательное Собрание, у меня не было никаких сомнений и до сих пор их нет. Я ни разу не пожалела, что в моей жизни случился вот такой поворот. Для меня это очень большой опыт. С огромным теплом вспоминаю прежний коллектив, за плечами большая проделанная работа, не теряю с ними дружеских и профессиональных связей.

– Вы помните свой первый рабочий день? Какие ощущения были, эмоции?

– Это, наверное, сравнимо с прыжком в океан. Состав комиссии был обновлен почти полностью, и мы сразу вошли в серьезную избирательную кампанию, это были выборы Законодательного Собрания в 2018 году. Оглядеться времени не было. Первый день был по-настоящему рабочим, не было ознакомительного, адаптационного периода. Я сразу ощутила надежную команду, что для меня очень важно. Рядом оказались профессиональные и опытные люди из аппарата комиссии, знающие весь процесс. Это стало большим плюсом в этой ситуации. Положившись на них, мы сразу включились в работу. Правильно же говорят: если ты сразу входишь в непростые условия, то тебе потом проще работать. Это действительно так.

– А какие впечатления у вас остались от первых выборов?

– Выборы были непростые и тем самым очень интересные. После завершения кампании у всех было удовлетворение от выполненной работы. Считаю, что все сработали отлично и профессионально. Понимание важности и ответственности выполняемой работы было и есть у комиссий всех уровней. Для всех это была проверка на работоспособность, профессионализм, честность, добросовестность. Вся команда эту проверку прошла. 

– Что для вас самое трудное в работе?

– Я никогда не боялась и не боюсь сложностей и трудностей в работе. Даже когда сталкиваюсь с ними, то стараюсь решить их сразу. Преодолеваешь проблемы, решаешь их, и всё забывается. Сложности неизбежно появляются как в жизни, так и в работе. Поэтому отношусь к ним спокойно. В работе всё решаемо. Там, где не справится один человек, справится команда. Как говорится, один за всех…

– Чего, на ваш взгляд, не хватает современной избирательной системе?

– Я очень рада, что пришла сюда в тот момент, когда избирательная система начала очень серьезно развиваться: идет масштабная цифровизация, вводятся новшества, которые упрощают избирательную систему. Может, даже не столько для организаторов выборов, сколько для избирателей. У нас есть «Мобильный избиратель», дистанционное электронное голосование, цифровые избирательные участки. Всё это значительно упрощает систему, благодаря этому она становится интересной и доступной для молодежи. Мне кажется, что это привлекает молодое поколение на выборы. Если новеллы вызывают сомнения у избирателей и экспертов, они дорабатываются, совершенствуются. Не могу сказать, что сейчас нам не хватает чего-то принципиального. Мы развиваемся достаточно динамично, стараемся соответствовать реалиям нашей жизни. Наша система тоже должна быть современной. Вместе с тем в ней нужно сохранить элементы, которые были и есть сейчас: есть поколение, которое привыкло к традиционному голосованию, и этого у него нельзя отнимать.

– Не так давно мы прошли большую кампанию – общероссийское голосование. Что было самым сложным в организации этой процедуры?

– Это была уникальная кампания, которая останется в памяти как организаторов голосования, так и ее непосредственных участников. Сложность была одна, и она отражалась не только на общероссийском голосовании, но и на всей нашей жизни, на ее привычном укладе. Это эпидемическая ситуация. Одной из основных задач для нас было обеспечить безопасность здоровья участников голосования и его организаторов. С одной стороны, мы понимали, что нам надо провести глобальную кампанию, с другой – защитить население от любых рисков. Да, задача была поставлена непростая, но это было очень важно. Семь дней голосования стали очередной проверкой нашей системы на выносливость. Я могу сказать, что справились все.

– Отголоски этой кампании, судя по всему, мы почувствуем в единый день голосования в сентябре. В частности, всерьез рассматривается возможность проводить выборы в несколько дней. Как относитесь к такой идее?

– Это непросто для системы. Тем не менее, если в рамках единого дня голосования эпидемическая ситуация не улучшится и нам нужно будет обеспечить безопасность людей, то я поддерживаю эту идею. Здесь все средства хороши. Увеличение количества дней голосования в таких условиях вполне целесообразно и правильно. Тем более участники голосования очень положительно восприняли такое новшество и возможность голосования в несколько дней.

– Если бы у вас была задача убедить абсентеиста в важности участия в выборах, какие два главных аргумента вы бы назвали?

– Такой человек должен понимать, что в любом случае это свобода выбора и это его право участвовать в жизни страны, региона, муниципалитета, и никто насильно на участок его не поведет и не имеет на это права. Очень часто абсентеизм присущ людям, не обладающим достаточными знаниями о выборах, не интересующимся политической жизнью и боящимся взять на себя ответственность за принятое решение. Это слабая позиция. Человек, который не ходит на выборы и не высказывает свою гражданскую позицию, в принципе не имеет права на обсуждение каких-то политических ситуаций, на критику власти, высказывание того, что что-то идет неправильно. Мы можем ошибаться в своей позиции, но не участвовать в этих процессах мы не можем. Я никогда не буду вступать в полемику с человеком, который начинает разговор со мной с того, что он никогда не ходит на выборы, потому что ему всё не нравится, всё не так. Если твоя позиция выражается только в том, что ты не голосуешь, она не может быть интересной и уважаемой. 

– Как повысить явку избирателей?

– Задача Избирательной комиссии Иркутской области в полной мере информировать граждан о кампаниях: когда пройдут выборы, где, кто являются кандидатами и какие способы голосования можно использовать. И в целом создать все условия, чтобы человек получил исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам, это очень важно. Большую роль в активности граждан на выборах играет работа самих кандидатов, избирательных объединений в предвыборный период. Люди должны понимать, кому они могут выказать свое доверие и почему. Но бывает и так, что человек может быть полностью проинформирован, но не пойдет голосовать, потому что его что-то не устраивает, есть какое-то недоверие, неудовлетворение от жизни. Явка отражает самоощущение человека в социальных условиях, в которых он живет, работает, реализует себя.

– Говорят, что у избирательной системы женское лицо. Как вы считаете, можно привлечь в ряды организаторов выборов больше мужчин?

– Хотелось бы. Я вообще считаю, что мужчина в любой сфере – это всегда хорошо. Мужчины нам важны не только как профессионалы, но и как «громоотвод». Они – олицетворение надежности, спокойствия, выдержки. Иногда женщине нужно, чтобы мужчина смог эмоционально ее сбалансировать, успокоить. Я за увеличение количества мужчин в любых коллективах.

– Легко ли быть женщиной-руководителем?

– Мне кажется, что вне зависимости от гендерного признака должность руководителя не столько сложна, сколько ответственна. Она накладывает определенные обязательства, требования. Не должно быть большой разницы – женщина руководитель или мужчина. Просто руководитель должен обладать определенным набором качеств.

– Каким?

– Однозначно уравновешенность, выдержка, требовательность, критичность в первую очередь к самому себе, независимость, организаторские способности. Но изначально ни один руководитель не наделен всеми этими качествами и в процессе работы учится развивать их в себе. Главная задача руководителя – в любой ситуации работу, ресурсы, эмоции всего коллектива направить в правильное, конструктивное, позитивное русло. Но, мне кажется, у женщины-руководителя всё же есть преимущества. Все мы люди, поэтому коллектив – это не только работники. У всех людей есть свои переживания и проблемы, и с женщиной проще делиться переживаниями. Считаю, у нас очень верная схема в избиркоме. Председателем должен быть мужчина, волевой требовательный. А заместитель и секретарь – женщины. Это, на мой взгляд, очень правильно, потому что где-то нужно балансировать.

– Раз уж заговорили о качествах, назовите главные «опции», которыми должен обладать организатор выборов?

– Первое, как показали все кампании, – выносливость и работоспособность. Мы должны быть независимыми. Никаких сделок с собственной совестью. А это сопряжено с честностью. Нужно хорошо разбираться в процессе во избежание ошибок в работе.

– Ходят ли на выборы ваши родственники, друзья, влияете ли вы на их гражданскую активность?

– Мои друзья ходят на выборы, но так сложилось еще до того, как я начала здесь работать. Это не мое влияние. Они абсолютно четко понимают свою роль в этом. Мне никогда не приходилось кого-то уговаривать, объяснять им важность их голоса. Они всегда звонят, спрашивают, как проголосовать, где можно это сделать, если находятся не дома. Никто не спрашивает, ходить или не ходить. Всех интересует, как это сделать максимально удобно. Что касается семьи, то это для нас всегда было традицией. Мы никогда не политизировали голосование. Для нас это всегда было не то чтобы праздником, но приятным событием, когда ты участвуешь в государственных процессах.

– Помните, как проголосовали в первый раз?

– Как сама проголосовала, помню, но не могу сказать, что этот день для меня был особенным. Так как с раннего детства я всегда ходила голосовать с родителями и была самая младшая в семье, то торжественная миссия опустить бюллетень в ящик лежала на мне. Поэтому мое первое самостоятельное голосование как-то размылось в череде этих событий. Мне казалось, что я всегда голосую и делаю выбор сама. (Смеется.) Выходя с участка, мы всегда покупали вкусности, пирожные, гуляли. У меня самые приятные воспоминания от этого. Сейчас я стараюсь приобщать к этому свою дочку, беру ее с собой на голосование. Несмотря на то, что ей всего семь лет, она знает, какие у нас проходят выборы. Бюллетень в КОИБ она вкладывает сама и пока считает не очень важным сохранять тайну голосования и рассказывает всем, выходя из участка, какой выбор мы с ней совместно сделали.

– Чем любите заниматься в свободное от работы время?

– У меня с ребенком одно свободное время на двоих. Если оно у меня есть, мы всегда проводим его вместе. Дочка составляет большой список того, чем бы ей хотелось позаниматься с мамой. Учитывая то, что ей сейчас хочется себя попробовать во всем, время мы проводим очень активно: рисуем, катаемся на роликах, самокатах, велосипедах, проводим дома химические опыты, сочиняем и рассказываем друг другу интересные повести, сказки и многое другое. Это очень интересно. Если говорить про хобби, то сейчас у меня мало времени на это. Я очень люблю вязать игрушки, у нас их очень много, большое количество раздарено друзьям и знакомым. Дочка подрастет, и, я надеюсь, мы возобновим эту приятную творческую деятельность, будем наверстывать упущенное. Ну и, в чем мы с дочерью очень сошлись, – путешествия и природа. Мы очень любим куда-то выезжать, знакомиться с чем-то новым и неизведанным, нас не пугает длинная дорога, многочасовые переезды, перелеты. У нас одинаковые интересы. Чем дольше путешествие или прогулка, тем интереснее. От этого мы не устаем.

– То есть у вас совсем нет времени на себя, побыть одной, в тишине? Или такой потребности нет?

– У меня нет такой потребности. Я каждую секунду хочу проводить с ребенком. С ней я второй раз в моей жизни проживаю прелести детского возраста. Рада любой возможности повидаться с родственниками и друзьями, если удается. Побыть одной мне совсем не хочется. И никогда не было такого желания. 

– Что бы вы пожелали своим коллегам в честь юбилея избирательной системы?

– Столько добрых пожеланий для них – целой газеты не хватит! Во-первых, я хочу поблагодарить всех коллег за повседневный кропотливый труд и готовность работать в любых условиях и режиме! Благодаря каждому из вас наша система в целом имеет колоссальный потенциал и пользуется доверием. Во-вторых, у нас еще очень много нового впереди, много работы, много задач, поэтому мне хочется пожелать коллегам сил, большого терпения. Хочется, чтобы, несмотря на возможные сложности, они всегда получали удовольствие от работы, потому что то, что мы делаем, очень важно, и это немалая часть нашей жизни. Пусть всегда находится время на родных, близких, друзей. Это наша сила, энергия. Желаю всем профессионального роста, здоровья, благосостояния и успехов во всех начинаниях!

Беседовала Ани Думикян

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости