17.05.2024

Новости

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

13.05.2024 Учет эфирного времени

Неспокойная жизнь в избиркоме


Газета «Право выбора» продолжает цикл интервью, посвященных 25-летию избирательной системы Иркутской области. О том, как работает пресс-служба областной комиссии, почему никогда не бывает скучно и какими историями делятся председатели ТИК, рассказала начальник отдела общественных связей, информации и издательской деятельности  аппарата Избирательной комиссии Иркутской области Алена Сабирова.

– Вы работаете в облизбиркоме семь лет. Расскажите, как попали сюда?

– Случайно. В 2013 году мне позвонила известная иркутская журналистка Ольга Матисон и предложила поработать в отделе общественных связей, информации и издательской деятельности Избирательной комиссии Иркутской области. Необходимо было пройти собеседование с председателем облизбиркома, тогда комиссию возглавлял Виктор Васильевич Игнатенко. Я начиталась перед встречей разных материалов про выборы, подняла свои журналистские публикации… Очень волновалась. А Виктор Васильевич стал меня расспрашивать об интервью с одним местным историком про судьбу Колчака. Потом рассказал о своих исследованиях, касающихся жизни Каландаришвили. Так я узнала, что Виктор Васильевич не только тонкий знаток избирательного права, но и серьезный исследователь-краевед. В итоге он взял меня на работу.

– После журналистских будней не скучно было в пресс-службе? Ведь в роли чиновника нет такого драйва.

– Вот чего не было за всё время работы, так это скучно! В 2013 году, как раз когда я только пришла, готовились к проведению выборов в Законодательное Собрание. Тогда состоялась либерализация партийного и избирательного законодательства, на региональных выборах свой список могла выдвинуть любая партия без всякого сбора подписей. У нас было рекордное число кандидатов – 1393 в областных списках партий, а для меня как для сотрудника пресс-службы – куча информационных поводов для написания релизов, статей, организации сюжетов на телевидении. Времени на скуку не было совсем, учитывая, что ранее о выборах я писала только, когда начинался агитационный период в СМИ, потом готовила статьи о дне голосования, итогах выборов, но всех особенностей не знала. А работая пресс-секретарем, нужно очень хорошо понимать каждый этап кампании, знать все новации выборного законодательства, чтобы помочь журналистам в их работе и на достойном уровне представлять областную комиссию. И здесь мне очень повезло, что проводником в мире выборов для меня стал зампредседателя облизбиркома Эдуард Иванович Девицкий. Я писала релизы, тексты и несла ему на согласование. Он читал, качал головой и разбирал тут же мои ошибки. Причем, обладая несомненным педагогическим талантом (он же кандидат юридических наук, преподаватель), делал он свои разборы очень деликатно и обстоятельно. Повторюсь, мое погружение в профессию шло во время сложной региональной кампании, так что школа была пройдена хорошая и драйва было хоть отбавляй.

А потом мне кто-то из коллег сказал: «Алёнка, выборы в закс – самые трудные. На их фоне всё остальное будет смотреться мелочью, а в годы, когда у нас федеральные или муниципальные кампании, так работа вообще размеренная и спокойная, почти курорт!» Я не могу вспомнить, кто мне так наврал. За эти семь лет у меня не было ни одного спокойного года, ни одного тихого отпускного лета, только драйв и постоянное изучение чего-то нового.

– Что вам больше всего нравится в вашей работе?

– Люди, общение с большим количеством интересных и необычных людей. Психолог Андрей Курпатов описал эпизод, когда он находился при смерти и задумался о том, что самое лучшее было в его жизни. Он признался, что единственное, что важно, – это человеческое общение. Ни деньги, ни власть, ни слава, а доброта, нежность и настоящая забота тех, с кем сводит судьба. Так вот, меня судьба свела с чудесными людьми. Я после каждых выборов обзваниваю наших председателей и расспрашиваю, что у них было интересного за кампанию. Всегда слышу одно и то же: «Всё было спокойно, всё, как обычно». И вот здесь во мне включается журналист, а ему подавай жареные факты, острые истории, интриги и всё такое. Хотя как чиновник в ответ на «всё спокойно» я должна вздохнуть и испытать гордость, ведь если скучно и повседневно, значит не было нарушений, не было форс-мажора, не было ничего такого, что с удовольствием показывают в теленовостях и о чем пишут в соцсетях.

– То есть интересных историй от коллег вы не узнаёте?

– Узнаю. (Смеется.) Поймала себя сейчас на мысли, что у меня, как и у нашего нынешнего председателя облизбиркома Ильи Владимировича Дмитриева, есть история на любой случай жизни. Это он обычно, услышав о каком-то событии, тут же рассказывает что-то из своей обширной юридической практики. Так вот, у меня баек про выборы полно! Есть очень смешные, есть парадоксальные, есть с элементами героизма. К примеру, председатель Ольхонской территориальной избирательной комиссии (ТИК) Александр Демьянович Суворов рассказывал, как у них шло заседание и один из членов комиссии докладывал о подготовке к выборам. Он говорил, что полиция участки обследовала, выдала свои рекомендации, и завершил выступление словами: «Думаю, всё у нас пройдет без секса!» Все слушатели встрепенулись, а оказывается, докладчик не смог выговорить «без эксцессов!». Или руководитель Казачинско-Ленской ТИК, хрупкая и очаровательная женщина Галина Анатольевна Мельникова, рассказывала, как страху натерпелась. Она живет в поселке Улькан, а на работу в теризбирком ездит на машине в село Казачинское. Шла президентская кампания, Галина Анатольевна допоздна была на работе, а потом по зимней трассе поехала домой. И где-то на середине пути машина встала. За окном температура минус тридцать, причем на днях там лихие люди ночью убили водителя, машину угнали, бандитов не поймали. «Вижу огоньки на трассе и думаю, как поступить: выходить и просить помощи или затаиться. Слава богу, что это ехал мой знакомый, тоже по ночи домой спешил. Помог добраться», – рассказывала мне яркие впечатления от кампании Галина Анатольевна. Или чудесная история про «музейного» от Елены Владимировны Московских (Братская городская ТИК). Это были муниципальные выборы, звонит мне Елена Владимировна и говорит: «Алёнка, хочешь историю про “музейного”?» Я, конечно, сразу за клавиатуру, записывать, она продолжает: «Ну, вот есть домовые, есть вагонные, а есть музейные. У нас как раз из последних завелся. В музее же есть участок, туда завезли бюллетени, их по закону должен полицейский круглосуточно охранять. Вот он там и ночью, и днем сидит, его все работники называют “музейным”, вроде талисмана на выборы».

– Вас многие председатели называют просто по имени, без отчества…

– Ну, во-первых, мы с ними не одну кампанию вместе прошли, разные были истории, не всегда веселые. Так что мы стали уже родными людьми. Некоторым председателям я, как они сами говорят, в дочери гожусь. И я совершенно четко ощущаю их отеческую заботу и доброе отношение. Я, когда только устроилась работать, обзванивала территории, спрашивала, какие есть новости, чтобы поставить к нам на сайт областной комиссии (у нас же стандарт, который не меняется много лет, – три новости в день). Так вот, я еще «зеленый работник», а они – зубры, вот они меня тоже учили, рассказывали о своих буднях, мне же требовалось перевести это на язык новостей.

Во-вторых, это издержки или, наоборот, плюсы журналистской работы, когда все друг друга называют только по имени и все до глубоких седин Оли, Наташи, Димы, Миши. Это не показная, а настоящая демократичность в общении. Вообще, журналистика многому учит: нужно быстро устанавливать контакт с людьми, быстро вникать в суть проблемы, точно и качественно излагать материал, чтобы он был понятен зрителю, читателю, слушателю.

– Но вы сейчас уже не журналист, а по другую сторону экрана. Вы чиновник, и как с этих позиций строите свою работу со «смишниками»?

– Ко мне обращаются за разъяснениями, комментариями, и я стараюсь максимально оперативно ответить на запрос, потому что понимаю: информация нужна сейчас, а не спустя две недели. К журналистам отношусь с большой симпатией, особенно к профессиональным. Для меня настоящая честь работать с Надеждой Иосифовной Кузнецовой, нашей легендарной радиоведущей. Очень грустно, что сейчас региональная журналистика переживает не лучшие времена, сокращается число СМИ, опытные люди уходят из профессии. А с молодежью я общаюсь каждую кампанию, и тут на самом деле не всё так мрачно, как могут представить некоторые. На днях из одного СМИ звонила девушка, она впервые писала о выборах, долго расспрашивала меня, вроде бы всё поняла, положила трубку. Потом позвонила еще раз, потом еще. Всего мы с ней за день поговорили шесть раз. Я зашла на сайт узнать, что же получилось, и была очень довольна. Она всё грамотно и четко разложила, значит, я доступно рассказала, и в итоге качественный материал увидят читатели. Мне очень импонируют упорство и обстоятельность в журналистах.

О моей деятельности как-то с присущей ему прямотой сказал Эдуард Иванович Девицкий (он тогда был председателем облизбиркома): «Алёна у нас лицо комиссии. И должен сказать: лицо у нас достойное!» Хочу надеяться, что и сейчас моя работа его не разочаровывает.

– Члены семьи, близкие, ваши друзья ходят на выборы? Вы их убеждаете, что они должны реализовать свое активное избирательное право?

– Ох, это сложный вопрос. Как представитель избирательной системы я, конечно, должна сказать, что веду мощную просветительскую работу по повышению электоральной культуры своего ближнего круга. На самом деле я всем готова рассказать, как проголосовать, разъяснить механизм «Мобильный избиратель» и тому подобное. Но стыдить и увещевать, что вот ты не голосовал, ты мне больше не друг, не родственник, – нет, я так не делаю. Убеждена, что участвовать или не участвовать в выборах – это сугубо личное решение каждого. Сама я, как стала пресс-секретарем облизбиркома, не пропустила ни одни выборы в качестве избирателя. И, честно признаюсь, хожу на участок не только чтобы проголосовать, но и подсмотреть, как работают члены УИК, висят ли информационные плакаты, везде ли есть указатели, что предусмотрено для инвалидов, как устроились наблюдатели.

– Какой, по вашему мнению, станет избирательная система через 15 лет?

– Наверное, большинство людей будет голосовать со своих гаджетов. Бюллетени оставят для представителей старшего поколения и поклонников ретростиля. Избиркомы перейдут на дистанционный формат приема документов от кандидатов, агитация сконцентрируется в интернете. Так называемая виртуальная жизнь существенно потеснит реальную. Тектонические подвижки в данном направлении мы видим уже сейчас: этой весной дети учились через «Скайп» и «Зум» на дому, мы все решали рабочие вопросы с помощью видео-конференц-связи, а дистанционное электронное голосование 1 июля пройдет в двух (!) российских регионах. Так что речь уже идет не о цифровом будущем, а о цифровом настоящем.

Беседовала Ани Думикян

Фото А. Федорова

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости