21.05.2024

Новости

20.05.2024 Игра «Мой выбор! Мое право!»

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

Система для людей


К 25-летию Избирательной комиссии Иркутской области, которое отмечается в июле этого года, своими воспоминаниями о том, как строилась работа по организации выборов в начале 1990-х годов, поделился Валерий Николаевич Андриянов, председатель облизбиркома с 1994 по 1997 год.

Период ожесточения

Оглядываясь на годы, связанные с формированием и деятельностью Избирательной комиссии Иркутской области, пришедшиеся на «лихие девяностые» прошлого столетия, хочу напомнить (а тем, кто не уверен в своих знаниях, советую еще раз внимательно изучить недавнюю нашу политическую историю), какой сложный, судьбоносный для нашей страны период мы пережили после распада Советского Союза. Мы были свидетелями и во многом активными участниками событий, которые сопровождались невиданным со времен Октябрьской революции и Гражданской войны противостоянием в обществе с непредсказуемыми последствиями. Политическое ожесточение порой перерастало в открытый конфликт с применением противостоящими силами боевого оружия. Это свидетельствует, что Россия образца 1991–1993 годов находилась в преддверии опасного вооруженного столкновения. Что остановило этот сценарий? Здравый смысл, генетическая память или что-то другое? Можно долго и много рассуждать о причинах сложившегося положения. Думаю, все факторы вместе. Сегодня эта тема во многом пища для размышлений историков, политологов. Нам же интересно вспомнить, как выходила страна из создавшейся взрывоопасной ситуации.

Платформа консенсуса

В первую очередь необходимо было решить проблему политического противостояния, найти платформу, пути, на основе которых развязать узел общественного конфликта. Это было возможно только с учетом зарубежного опыта устройства общественной жизни, применения общепризнанных политических инструментов, апробированных и занявших незыблемое место в мировой практике государственного строительства. К числу таких базовых инструментов относятся выборы институтов государственной власти и местного само- управления, проводимые в строгом соответствии с принципами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, принятыми при активном участии Советского Союза Организацией Объединенных Наций еще в 1948 году. Именно положения Всеобщей декларации прав человека стали практической основой политической жизни абсолютного большинства стран к началу 90-х годов прошлого столетия. Стали они и основой нового государственного устройства России. Была принята Конституция страны, в статьях 1, 3, 10, 32 были закреплены политическая природа государства и принципы формирования органов государственной власти на основе разделения его на самостоятельные, но вместе с тем и взаимосвязанные и взаимозависимые ветви. Источником власти назван многонациональный народ, основным механизмом формирования органов власти и высшим непосредственным выражением воли народа были объявлены свободные выборы. На этой основе политические силы в стране пришли к определенному консенсусу о путях дальнейшего развития страны. Был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», сформирована единая система избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией (ЦИК России). В Иркутской области в 1994 году было создано подразделение ЦИК России – Региональная (головная) избирательная комиссия Иркутской области. Председатель комиссии назначался губернатором по согласованию с ЦИК России, деятельность комиссии финансировалась в определенной пропорции из федерального и регионального бюджета. Юрий Абрамович Ножиков, бывший тогда губернатором области, на встрече с председателем ЦИК России Николаем Тимофеевичем Рябовым рекомендовал меня на должность председателя комиссии. В 1995 году было принято решение о передаче региональных избирательных комиссий в ведение субъектов Федерации. В числе первых в России был принят закон «Об Избирательной комиссии Иркутской области», исполнительной и законодательной ветвями власти в равной пропорции был сформирован состав региональной комиссии из 14 человек. 27 июля 1995 года состоялись выборы руководящего звена комиссии. Я был избран председателем, заместителями – Александр Алексеевич Савинок и Александр Петрович Ведров, секретарем – Людмила Ивановна Шавенкова.

Так начиналась деятельность Избирательной комиссии Иркутской области, которая подошла сегодня к четвертьвековому рубежу. За это время проведено множество выборов органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления. Оценивая работу избирательной комиссии, второй губернатор Иркутской области Борис Александрович Говорин отмечал: «Деятельность этого государственного органа, высокопрофессионального в правовом отношении, независимого и хладнокровного, заложила основу для проведения честных выборов».

Совмещение кампаний

Вспоминая деятельность комиссии в период моего руководства, хотел бы особо отметить ее слаженную работу в период выборов, проводившихся в 1996 году, тогда облизбирком выдержал серьезную проверку на профессионализм. В июне 1996 года проводились выборы президента России, а нам, по инициативе губернатора Ножикова, удалось еще получить согласие Центризбиркома на совмещение федеральных выборов с региональными (выборы депутатов Законодательного собрания Иркутской области) и местными. Качественная подготовка и проведение совмещенных выборов, тем более если это связано с выборами президента страны, – задача исключительно сложная и ответственная. Членам комиссии и мне лично пришлось немало потрудиться, неоднократно представлять в ЦИК России и корректировать детальный план действий по проведению каждого из этапов. Тем не менее благодаря слаженной работе членов комиссии, поддержке в необходимых случаях со стороны администрации области нам это удалось. Хотел бы особо отметить очень полезную и эффективную работу Людмилы Ивановны Шавенковой, оперативность в решении вопросов Александра Петровича Ведрова, всестороннее содействие начальника управления областной администрации Лены Львовны Каракич. В итоге совмещения выборов были сэкономлены весьма значительные средства областного бюджета.

Роль СМИ

Выборы 1996 года проходили в сложной политической обстановке. Сложившуюся предвыборную ситуацию в президентской гонке, где главными претендентами выступали действующий президент Борис Ельцин и коммунист Геннадий Зюганов, можно образно охарактеризовать неоднократными высказываниями в СМИ: «Фраза “Страна накануне выборов”, мало что значащая для стран с развитой демократией, где смена президента почти не влияет на устоявшуюся жизнь населения, приобретает для России некий особый смысл. Вопрос стоит если и не так: быть или не быть России, то, по крайней мере, какой, как и когда быть. Несовершенство законов, раздрай в умах россиян, всё никак не сподобившаяся окончательно родиться демократия ставят всех нас на грань перед выбором: идти в туманное “завтра”, вернуться в сумрачное “вчера” или неизвестно сколько еще болтаться в неопределенном “сегодня”».

Развернувшееся в СМИ активное обсуждение шансов кандидатов в президенты России, публикации многочисленных исследований и опросов населения сопровождались иногда весьма оригинальными подробностями. Например, оценивая ситуацию в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, который также участвовал в выборах депутатов Законодательного собрания, авторы публиковали следующее: «Судя по сегодняшнему раскладу политических сил и симпатий, предвыборные “скачки на коне” в автономном округе начинают два кандидата в президенты – Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов. Остальным девяти кандидатам, очевидно, предстоит гарцевать “верхом на палочках”. Но нельзя забывать, что мы живем в России, где за полцарства отдадут коня, а за дешевую колбасу – президентское кресло. А среди кандидатов есть не только идейные, но и денежные всадники». Победил, как известно, Борис Николаевич Ельцин. Несмотря на едкие послевыборные высказывания в СМИ, в частности об удивительном превращении за полгода трех процентов доверия населения к нему в 53 процента, я однозначно считаю результаты выборов отражающими волю избирателей!

Историческая перспектива

Конечно, в тот исторический период новой России выборы президента были очень важным событием, но для Приангарья не менее серьезным являлось и избрание регионального парламента. Политически ангажированная общественность и в первую очередь СМИ внимательно следили за ходом кампании по выборам в областной парламент. Избирательные комиссии принципиально оценивали полноту и соответствие требованиям представленных кандидатами в депутаты документов. По результатам проверок было отказано в регистрации таким известным в области лицам, как генеральный директор АО «Востсибуголь» И. Щадов, лидер Аграрного союза А. Перетолчин, генеральный директор ТОО «Инта» А. Куницын. Были жалобы, обращения в суды, но решения комиссии остались в силе. Принципиально и своевременно реагировали на нарушения законодательства в период кампании вплоть до объявления итогов.

Необходимо отметить, что были серьезные проблемы с финансированием выборов в 1996 году. Накануне второго тура в ходе президентской кампании мне пришлось созывать пресс-конференцию, на которой была выражена крайняя озабоченность из-за недофинансирования. До дня голосования на проведение выборов была перечислена из федерального бюджета только половина необходимых средств. Выйти из сложного положения удалось благодаря поддержке областной администрации и лично Юрия Абрамовича Ножикова.

Безусловно, избирательная кампания 1996 года была очень сложной с точки зрения организационной работы. В конечном итоге выборы и президента России, и депутатов Законодательного собрания, а также все кампании в муниципальных образованиях области прошли без каких-либо отклонений и происшествий. И это несмотря на то, что на муниципальном уровне баллотировалось порядка 1300 кандидатов, в Законодательное собрание конкурс был более четырех человек на место, президентские выборы пришлось проводить в два тура. Организационные хлопоты дополнялись и несовершенством избирательного законодательства. Правовые коллизии требовали неусыпного контроля и повышенного внимания. Но избирательная комиссия области с честью справилась со всеми сложными вопросами, получив бесценный практический опыт, который положительно оценила ЦИК России.

Какой мне видится избирательная система России через 25 лет? Да практически такой же, как и в настоящее время, разве что многие процессы станут более технологичными, будет применяться что-то подобное блокчейну, произойдет замена ручного труда автоматизированным, но человеческий фактор никуда не исчезнет, потому что избирательная система создана для людей и направлена на работу среди людей.

Что касается мыслей и предложений о корректировке избирательного законодательства, то эта тема повседневная и касается в первую очередь действующих практических работников и ученых. И это тема для отдельного большого разговора.

Фото из архива В. Андриянова

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости