21.05.2024

Новости

20.05.2024 Игра «Мой выбор! Мое право!»

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

«Я стала серьезнее относиться к выборам»


Гость этого номера – учитель начальных классов школы № 27 в Иркутске, член участковой избирательной комиссии № 612, оператор комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), капитан полиции в отставке Марина Наильевна Маркина. Наша героиня всегда мечтала о работе в школе, с детьми, но так уж получилось, что посвятила себя службе в правоохранительных органах. Однако о своей мечте она не забывала никогда. Выход на пенсию стал для нее шансом сделать то, о чем Марина Наильевна грезила долгие годы. Школа для нее – источник энергии, молодости и положительных эмоций.

В беседе с нашим корреспондентом она рассказала о современных детях, сложностях профессии, работе в комиссии и, конечно же, о том, почему так важен голос каждого.

– Марина Наильевна, вы отдали 15 лет своей жизни службе в милиции, затем полиции и только потом ушли в преподаватели. Почему изначально выбрали работу в органах?

– Сразу скажу, что я училась на экономиста. И так уж получилось в моей жизни, что после учебы, когда искала работу, я трудоустроилась вольнонаемной в одно из подразделений милиции. Работала в экономическом отделе. Потом уже аттестовалась, решила, почему бы и не попробовать себя в качестве человека в погонах. Трудилась в различных отделах, моя работа была по большей части бумажной, канцелярской. Я работала и в штабном подразделении, и в финансово-экономическом, занималась охраной труда аттестованных и вольнонаемных сотрудников, дежурила, ездила с проверками по области. Когда служила в полиции, бывали такие случаи, когда мы занимались патрулированием улиц вместе с сотрудниками ППС. С сотрудниками миграционной службы осуществляли мероприятия по выявлению нелегальных мигрантов.

– Бумажная работа не надоедала?

– Нет. Финансово-экономический блок очень важен. Я всегда дружила с математикой, аналитикой, любила цифры. Для составления отчетов необходимо было обработать огромное количество информации. Где ж тут скучать? Я времени зря не теряла, занималась самообразованием. Мне это было интересно. Ушла из органов капитаном полиции по минимальной выслуге лет. Работа мне нравилась, но в жизни у меня была другая мечта… 

– Какая?

– Работать в школе. Мечтала быть учителем, еще когда я выбирала свой профессиональный путь, а этот период выпал на лихие девяностые, и моя мама – бывший учитель – сказала «нет». Либо она, либо учеба на педагога. Меня отговорили, и я не пошла, куда хотела. Хотя потом занималась организаторской работой в школе на общественных началах. Когда я уже отучилась и попала в милицию, естественно, старалась находить интересное в своей службе: учебные стрельбы, занятия по боевой и физической подготовке. Всё это было очень увлекательно. Но когда пришло время выходить на пенсию, решила, что это мой шанс реализовать свою мечту. Я поступила в педагогическое учебное заведение. И вот уже третий год работаю учителем начальных классов. До этого успела побыть администратором в центре развития детей, где окончательно укрепила свое жгучее желание идти обучать ребят.

– Как вы чувствуете себя в совершенно новой роли?

– Мне это безумно нравится. Я попала в совершенно другой мир, у меня кардинально изменилось восприятие. Раньше я воспринимала школу как мама двух детей. Сейчас оказалась внутри системы и поняла, насколько это сложный организм. Здесь все работают с отдачей, умело находят подход и к детям, и к их родителям. Очень много психологической работы. Дети сейчас быстро взрослеют. И мы меняемся вместе с ними. Мне нравится, что в процессе обучения можно использовать всевозможные технические средства, обучающие порталы и даже QR-коды. Представляете, дети считывают задания по QR-коду и потом ищут их в учебниках, энциклопедиях, еще где-то. Я даже хочу провести для детей квест с применением QR-кодов. Для них это невероятно интересно. А сколько сейчас используется новых форм образовательного процесса! Это увлекает не только детей, но и взрослых.

– Почему выбрали направление – учитель начальных классов?

– Потому что и мечта была оказаться в начальной школе. Здесь жизнь бурлит. Невероятная энергетика. Хотя честно скажу, я думала, что если не поступлю на начальную школу, то пойду на математика.

– Как ваши близкие отреагировали на смену карьерного пути?

– Мама, конечно, не была удивлена. Нисколько. Очень многие скептически отнеслись к моему решению. Спрашивали, зачем мне это нужно, почему мне спокойно не сидится на месте. Интересовались, неужели не могу найти себя в той сфере, где работала. Но тот мир я уже узнала, мне хотелось увидеть новое. И мне очень нравится в школе. Скажу вам по секрету, мне кажется, я сохраню молодость надолго. Мы с детьми обмениваемся положительной энергетикой. Многие мои знакомые говорят, что я сейчас выгляжу намного лучше, чем во времена работы в правоохранительных органах. Это вдохновляет.

– А как семья относится к тому, что вы работу приносите домой? 

– Работа учителя всегда при нем. Домой я приношу не только тетради на проверку, а потом еще и сажусь за электронный дневник, готовлюсь к урокам, создаю презентации, ищу образовательные мультфильмы, прорабатываю методический и раздаточный материал. Мои дети, сын и дочь, потеряны для меня. (Смеется.) Спасибо большое за то, что моя дочь очень самостоятельная, она успешно учится в лицее в девятом классе. Я ей иногда говорю: «Дочь, ты мне хоть периодически-то показывай, какие у тебя там оценки». Она меня адресует к электронному дневнику, мол, вообще нет проблем с учебой. Она умело мне помогает с сыном, проверяя его домашние задания и порой организуя его день.

– У вас тоже есть комплекс – «я учитель, мои дети должны учиться отлично»? 

– Если и бывает такое, то стараюсь об этом не думать. Все люди индивидуальны. Уверена в своих детях. Однако контроль никогда не ослабевает. В любом случае ребенок, особенно в младшем школьном возрасте, нуждается в заботе родителей. В помощи, в понимании, что он нужен родителям. И я никогда не забываю об этом. Воспитывая самостоятельность, интересуюсь успеваемостью сына, трудностями, взаимоотношениями с ровесниками.

– Что для вас самое сложное в преподавательской деятельности?

– Найти контакт с каждым ребенком и со всем классом в целом. Когда ты работаешь индивидуально, это одно дело. А когда у тебя в классе сидят 26 человек (а у многих преподавателей и того больше), это совсем другое. Ты объясняешь им тему, а времени на это очень мало, всего сорок минут. За короткий промежуток надо успеть проверить домашнее задание, актуализировать тему урока, доступно изложить и отработать материал, провести рефлексию новой темы. Я понимаю, что если даже один ребенок чуть-чуть отвлечется, то уже отвлекаются и все остальные. Контакт с группой надо уметь удержать. Это для меня самое сложное и интересное. Всё приходит с опытом, какими бы психологическими методами и знаниями ты ни владел, все равно нужен опыт их использования. Знание возрастной психологии, безусловно, помогает организовать процесс. И еще. У меня есть юношеский энтузиазм. Я готова вкладывать максимум усилий в работу и видеть, как с каждым днем мои ребята всё лучше используют полученные знания и ощущают их значимость.

– Как влияет на процесс учебы внедрение различных гаджетов?

– Если направить работу с использованием современных технологий в правильное русло, то использование гаджетов даже обоснованно. Система образования пытается дополнительно помочь ребенку, окунуть в знакомое для него информационное поле, что называется, с пользой. Поэтому я обращаю внимание на различные образовательные порталы, которые дают возможность выставлять там задания для детей, в классе на проекторе я демонстрирую им задание, прорабатываем тему. Им это нравится. Обратите внимание, процесс обучения начинается с получения навыков чтения и письма одновременно. Это позволяет ученикам усвоить материал гораздо лучше. А устный счет и вовсе вызывает у ребят неподдельный интерес. Умение правильно, аккуратно, соблюдая все правила, оформлять тетради по всем предметам – обязательный навык. Мы же знаем, что мелкая моторика напрямую влияет на развитие головного мозга. И математика сложная, она не построена на расчетах с помощью гаджетов. Даже для того, чтобы поработать с тем же «Яндекс. Учебник» и сделать математику, ребенок должен все равно это просчитать. Я могу проверить это только тут. И поэтому я иногда вывожу им на проектор задания и начинаю наблюдать за тем, кто сразу листочек хватает, чтобы просчитать, а кто сидит и ждет.

– Вы с детьми разговариваете о выборах и вообще как-то используете свое должностное положение для правового воспитания подрастающего поколения?

– Конечно! В прошлом году, в сентябре, дети участвовали в мероприятии «Выборы самого-самого сказочного героя». Мы тщательно готовились к этому событию. Были избирательная комиссия в составе трех человек, электорат, кабинки для голосования, избирательные бюллетени, сказочные герои-кандидаты, каждый из них представлял свою предвыборную программу, кто в стихах, кто в песенках. Это были настоящие выборы, но в игровой форме. Разве что у нас не было КОИБ, мы подсчитывали результаты вручную. Детям очень понравилось. Выбор был очевиден: выбрали Бабу-ягу. Она оказалась самой харизматичной и «была не против». У меня есть еще второй класс, надо бы в следующей четверти провести и для них нечто подобное. Эта игра позволяет детям увидеть, как организованы выборы, воспитывает культуру изучения программ кандидатов, их биографий, чтобы сделать затем осознанный выбор.

– Занимались ли вы организацией выборов в период работы в полиции?

– Да, в свое время я была на охране, неоднократно обеспечивала правопорядок на избирательных участках в качестве сотрудника полиции. Однажды даже был забавный случай. Я дежурила в одной из участковых избирательных комиссий, она базировалась в школе. Никто меня не предупредил, что там на ночь остается сторож. Сижу, вокруг звенящая тишина, спокойно читаю Чехова, и вдруг как постучатся в окно! Я аж подпрыгнула на месте! Очень перепугалась от неожиданности. Были и случаи, когда нас направляли на отдаленные участки, до которых мы вообще добирались на специальном транспорте. Но было интересно. Потом так получилось, что когда я уже увольнялась на пенсию, мне предложили работу в участковой избирательной комиссии. И вот уже я пять лет в этой системе. Являюсь членом комиссии с правом решающего голоса. Я еще и оператор КОИБ. Постоянно прохожу обучение перед днем голосования. На самом деле то, что мы делаем, очень важно.

– Ваши взгляды на избирательную систему как-то изменились, когда вы сами начали в ней работать?

– Я стала более серьезно относиться к выборам. Поняла, насколько это нужно, как важен каждый голос. Когда идет подсчет голосов, всего лишь несколько голосов могут решить исход дела. Жаль, что многие этого не понимают.

– Что бы вы поменяли в избирательной системе?

– На мой взгляд, нашей избирательной системе не хватает гибкости. Она в гораздо большей степени должна быть приспособлена к реалиям жизни, времени, в котором мы живем. Хотя не могу, конечно, не отметить, что в последнее время в ней произошли значительные изменения. Если раньше люди могли проголосовать по открепительным удостоверениям, которые надо было еще сходить и получить, то теперь на помощь электорату пришел «Мобильный избиратель». Это заметно упростило людям задачу. Упростилась и процедура включения населения, работающего вахтовым методом, в списки избирателей. Это большой плюс.

– Как с появлением КОИБ изменилась работа на избирательном участке?

– Когда я пришла работать пять лет назад, КОИБ уже были. Если не ошибаюсь, они появились у нас на участке буквально за год до моего прихода. Но у нас есть избирательные участки, на которых нет КОИБ. И знаете, что я вам скажу? Как быстро мы отстреливаемся! Насколько хорошо срабатывает техника. Мы ее в обязательном порядке, конечно же, тестируем, потом проводим тренировки. Даже если что-то случается, тут же оперативно к нам выезжает технический персонал. Эти аппараты существенно ускоряют и упрощают процесс подведения итогов. А в некоторых комиссиях до сих пор ручной подсчет голосов, притом что и у них, и у нас в день голосования сидит огромное количество наблюдателей. Это все равно немножко нервирует. За любым твоим движением следят. Случаются среди наблюдателей и провокаторы, стремящиеся дестабилизировать работу комиссии. Даже на КОИБ нас пытаются провоцировать. В половину седьмого утра в день выборов начинается тренировка. При этом должны присутствовать наблюдатели. Прилетит какой-нибудь наблюдатель взвинченный, конечно, мы ему всё показываем, рассказываем всё досконально, а он, бывает, начинает цепляться за что-нибудь. Потом этому человеку не нравится, как кто-то зашел в кабинку, что избиратель выглянул из кабинки. Ну вдруг он родственника выглядывает или ребенок у него где-то тут ходит? Мало ли для чего он выглянул оттуда. Есть, конечно, и спокойные наблюдатели, которые профессионально и честно выполняют свою задачу. А есть те, которые зачастую идут на конфликт и готовы любыми способами его устроить. Работа избирательной комиссии очень напряженная, нервная, и такое поведение влияет на нас. А там, где участки без КОИБ, членам комиссии приходится в несколько раз сложнее, чем нам. Так что когда на службе у избирательной системы стоит техника, это повышает доверие к процессу.

– Количество наблюдателей с годами меняется?

– Да, с каждым разом наблюдателей всё больше и больше. Возможно, это правильно, но работа избирательной комиссии настолько отрегулирована, настолько загнана в нормативные рамки, что заставить нас что-то сделать противозаконное невозможно. На долю наблюдателей остается только в этом убедиться воочию. Я отмечу: у нас очень слаженная комиссия. Мы друг друга всегда поддерживаем, помогаем. Мне очень повезло с коллективом. Работа у нас налажена, риск нештатных ситуаций минимизирован.

– Но все-таки необычные вещи случаются?

– Бывали испорченные бюллетени, несознательные граждане писали что попало, даже угрозы и проклятья. Один раз избиратель пытался вынести бюллетень, но член комиссии сразу заметил это, тут же дал сигнал сотрудникам полиции, гражданину разъяснили, что так делать не стоит. Бывают люди, которые приходят и начинают просто выкрикивать угрозы, заявлять, что мы все умрем. Сотрудники полиции оперативно реагируют. Это, конечно, оставляет неприятные впечатления у всех, не только членов комиссии, но и избирателей. Пытаемся относиться ко всему с юмором.

– Какая кампания вам больше всего запомнилась?

– Президентская в 2018 году. Она, конечно, была наполнена большим количеством работы, но ее очень хорошо организовали и провели от начала и до конца.

– Ваши близкие, друзья ходят на выборы?

– Конечно! Мой супруг всегда ходит на выборы, берет с собой нашего сына. Есть, конечно, скептически настроенные родственники, я с ними провожу беседы, говорю, как важен их голос, что любой процент значим для решения многих вопросов. Если мы выберем не того человека, то чего бы он нам ни обещал, он потом зароет голову в песок и мы не найдем его нигде. В целом мои родственники и друзья выполняют свой гражданский долг, участвуют в выборах.

– Они знают, что в скором времени нас ждет общероссийское голосование?

– Безусловно! Все грамотные люди. Владеют информацией. Насчет того, у кого какое мнение, ничего не могу сказать, поскольку это уже личное дело каждого. Но осведомлены все!

– Как вы думаете, почему люди должны ходить на выборы?

– Это возможность свободного человека выразить свою волю. В этом году мы отмечаем юбилей Победы, и большая часть воспитательного процесса в школе направлена на это знаменательное событие. Я всегда говорю своему классу: «Вот представьте, что мы могли бы стать рабами, мы ни на что в этой жизни не могли бы влиять. В лучшем случае мы были бы бесправными, в худшем – нас просто не было бы, если бы семьдесят пять лет назад не случилась эта величайшая победа!» Свобода, дарованная нашими предками, дает возможность выразить свою волю на выборах. Если мы не будем этого делать, то окажемся под началом тех, кто возьмет власть в свои руки, потому что мы безмолвны. Говорят, что один голос – капля в море. Но без этой капли не существует моря.

– Вы сами голосуете или вы сапожник без сапог?

– Обязательно. Я выкраиваю на это время. Во время обеденного перерыва прибегаю на свой участок и голосую. У меня это занимает минут пятнадцать-двадцать. Я это делала всегда. Можно по пальцам пересчитать разы, когда у меня не получалось принять участие в выборах.

– А нашу газету «Право выбора» читаете?

– Да. Особенно в период избирательных кампаний в те чудесные дни, когда у меня дежурство в комиссии, я всегда читаю газету, она есть в каждой УИК в Иркутске.

Беседовала Ани Думикян

Фото М. Маркиной

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости