29.03.2024

Новости

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

26.03.2024 Отчеты партий

26.03.2024 Итоги конкурса публикаций о выборах

25.03.2024 Юбилей теризбиркома

Технологии для молодежи


Студенты кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета Дмитрий Матюшенко и Светлана Миронова подготовили для журнала «Гражданин. Выборы. Власть» статью «Электоральная грамотность молодежи как фактор политической активности: региональный аспект», в которой на примере своего субъекта Федерации рассказали об отношении молодого поколения к избирательным процессам. Предлагаем вам ознакомиться с сокращенным вариантом этого исследования. Полная версия доступна на сайте www.rcoit.ru.

Вопрос грамотности

В настоящее время наблюдаются положительные тенденции, связанные с проявлением гражданской активности в общественной и политической жизни государства. Однако сохраняется проблема низкой правовой и политической грамотности населения, в частности молодого поколения, влияющая на степень и заинтересованность его участия в выборах и референдумах.

Рассматривая основные причины участия и неучастия молодежи в выборном процессе, стоит оперировать понятием «электоральная грамотность», под которым мы будем иметь в виду совокупность знаний и навыков об избирательной системе, политической деятельности, основных правах и обязанностях гражданина, способствующих его сознательному участию в политической жизни общества и ответственности за принимаемые решения.

В условиях становления гражданского общества и правового государства население страны имеет ряд прав, позволяющих ему управлять страной, происходящими политическими процессами, прямо или опосредованно. Участвуя в референдумах и выборах, граждане наделяются большой долей ответственности за принимаемые решения. Следовательно, вопрос о формировании политической и правовой грамотности населения России в настоящее время является весьма актуальным.

Выборы – важнейший государственный и общественный институт, обеспечивающий представительство интересов всех граждан и позиций политических сил. Только выборы делают смену власти легитимной, они же способствуют смене поколений в политическом истеблишменте. Отказываясь от активного участия в избирательных процессах страны, молодые люди лишаются возможности легально продвигать свою позицию на политическую и общественную арену. Кроме того, молодежь неактивно пользуется своим пассивным избирательным правом, что влечет за собой невозможность представительства ее интересов в законодательных органах власти.

Низкий интерес молодежи к избирательным процессам может быть связан, в частности, с недостаточной правовой и политической грамотностью, которая оказывает прямое влияние на формирование у граждан политической культуры и доверия к избирательной системе.

Анкетные данные

С целью выявления уровня электоральной грамотности молодежи в 2018 году в Ярославле было проведено исследование, включавшее в себя анкетирование молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет и экспертный опрос. На 21 вопрос анкеты ответил 321 респондент.

По типу вопросов анкета состояла из 17 закрытых вопросов, одного вопроса со свободной формой ответа и трех частично открытых, то есть с возможностью добавления своего варианта ответа. Она предполагала ответы на три блока вопросов, посвященных оценке интереса к политической сфере и выборному процессу, избирательным правам граждан, избирательной (выборной) грамотности и осведомленности.

Все молодые люди, прошедшие опрос, проживают в Ярославле. Из 321 респондента 59,2 процента – представители женского пола (190 человек), 40,8 процента – мужского (131 человек), большинство опрошенных – в возрасте от 18 лет до 21 года (67 процентов – 215 человек).

При ответах на вопросы, посвященные оценке интереса к политической сфере и выборному процессу, выяснилось, что около половины молодых жителей Ярославля (131 человек – 40,8 процента) не интересуются политической жизнью и примерно такой же процент совсем не участвует в выборах (59 человек – 18,4 процента) либо участвует нерегулярно (76 человек – 23,7 процента).

Только 42,4 процента (136 человек) молодых людей стараются регулярно принимать участие в выборах, а 15,3 процента (49 человек) проявляют интерес исключительно к федеральным кампаниям.

При ответе на вопрос «Что влияет на Ваше участие в выборах?» наибольшее число респондентов (182 человека – 56,7 процента) пояснили, что они могут проголосовать за кандидата, отвечающего их ожиданиям и интересам. Вторым по популярности вариантом ответа стала важность отданного голоса и возможность таким образом влиять на судьбу страны (110 человек – 34,3 процента).

Наиболее популярными вариантами ответа на вопрос «Что способно повлиять на Ваше неучастие в выборах?» стали невозможность проведения в России честных выборов (214 человек – 66,7 процента) и отсутствие кандидата, который отстаивал бы интересы респондента (198 человек – 61,7 процента). Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые избиратели испытывают потребность в нахождении в бюллетене именно тех кандидатов, которым они бы доверяли и которые отстаивали бы их интересы. Данный фактор в равной степени влияет как на потенциальное участие, так и на политический абсентеизм респондентов.

При оценке ответов на вопросы второго блока было выявлено, что значительная часть молодежи осведомлена о своих избирательных правах. Однако 23,7 процента (76 человек) всё же затрудняются ответить на данные вопросы, еще 4 процента не знают о своих правах.

При конкретизации вопроса «Что, по-вашему, не включают избирательные права граждан РФ?» многие указывали такие позиции, как «право проголосовать вне помещения для голосования», «право проголосовать досрочно на избирательном участке».

В ходе исследования выяснилось, что чуть более половины молодых граждан уверены в том, что их избирательные права не нарушались, тогда как 15,6 процента (50 человек) убеждены в несоблюдении их прав, еще 33,3 процента (107 человек) затруднились ответить. Защитить свои нарушенные права респонденты готовы путем обращения в прокуратуру (173 человека – 53,9 процента), в ЦИК России (222 человека – 69,2 процента), в суд (150 человек – 46,7 процента).

Вопросы третьего блока были посвящены избирательной (выборной) грамотности и осведомленности молодежи. По ответам на вопрос об участии в выборах в качестве кандидата выяснилось, что респонденты в большинстве своем не имеют подобного опыта.

Молодые люди осведомлены, что на всероссийских выборах граждане выбирают президента (298 человек – 92,8 процента), при этом 43,7 процента (184 человека) не знают, что депутаты Государственной Думы также являются выборными лицами. Часть опрошенных уверены, что они выбирают председателя правительства РФ (26 человек – 8,1 процента), 20 человек затруднились ответить на этот вопрос.

В рамках опроса замерялся уровень знаний молодежи о системе органов государственной власти и МСУ. Несмотря на то, что данные вопросы входят в курс школьной программы, 16,2 процента не знают, к какой ветви власти относится депутат Государственной Думы.

Анкетирование выявило следующую тенденцию: уровень знаний о выборных сроках, кандидатах и их полномочиях значительно выше, если речь идет о всероссийских и региональных выборах, а вопросы о муниципальном уровне вызывают затруднения. Например, о том, что на последних всероссийских выборах избирали президента, осведомлены 198 опрошенных (61,7 процента), а 21,8 процента считали, что выбирали депутатов Государственной Думы, остальные затруднились ответить на вопрос.

Похожие результаты были и при ответе на вопрос о последних проходивших в Ярославской области региональных выборах. Так, правильно назвали избирательную кампанию 193 человека (60,1 процента).

Большинство молодых ярославцев не осведомлены, каким образом избирается мэр Ярославля, кто является их депутатом: назвать своего представителя в местной думе смогли 16 процентов опрошенных (52 человека). Кроме того, анкетирование выявило трудности при ответах на вопросы о разграничении полномочий региональной и местной власти.

Взгляд профессионалов

Для верификации полученных социологических данных был проведен экспертный опрос, его анкета содержала шесть вопросов, предполагающих развернутый ответ, и их количественную оценку по шкале от 1 до 10 (где 1 – это низкая значимость, 10 – высокая значимость и ценность).

В экспертном опросе приняли участие пять специалистов, имеющих опыт работы в Избирательной комиссии Ярославской области, избирательных кампаниях регионального и федерального уровня, а также преподаватели Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Экспертное сообщество отметило важность изучаемой проблемы. Электоральная грамотность молодежи Ярославля, по мнению многих из них, находится на уровне «среднем» или «ниже среднего» и сильно зависит от сферы профессиональных интересов. Например, студенты специализированных направлений (политология, социология, юриспруденция) больше знают об общественно-политической жизни, нежели их сверстники, занимающиеся точными науками.

Осведомленность молодых людей об избирательных процессах влияет на доверие к системе выборов, желание участвовать в политической сфере. В свою очередь, уровень электоральной грамотности можно повышать через взаимодействие органов государственной власти и МСУ, общеобразовательных учреждений, избиркомов. Кроме того, часть экспертов высказали мнение о необходимости вовлечения в этот процесс политических партий, общественных и некоммерческих организаций.

Среди предложенных вариантов решений повышения электоральной культуры преобладают идеи, связанные с привлечением интернет-инструментов в образовательный процесс.

Экспертное сообщество было единодушно во мнении, что наиболее приоритетной и привлекательной для молодежи формой политического и правового просвещения являются дебаты, деловые игры и практическое вовлечение молодежи в организацию и проведение выборов.

Все эксперты единодушны, что в силу широкого освещения в СМИ федеральных кампаний знания молодежи о них значительно выше, чем о региональных и местных.

Говоря о низкой популярности пассивного избирательного права среди молодого поколения, опрошенные эксперты сошлись во мнении, что это не представляет собой проблему для избирательной системы России. Однако они уверены в полезности участия молодых людей в качестве кандидатов в выборах местного уровня, поскольку это будет способствовать накоплению политического опыта и повышению электоральной грамотности как самого кандидата, так и его окружения.

Полезные советы

На основании проведенного исследования авторы статьи предложили ряд рекомендаций, нацеленных на просвещение молодежи и формирование конструктивного восприятия выборов.

Первое. Создание проекта «ЦИК Комикс» с целью доведения до молодых избирателей знаний о выборном процессе в формате комикса. Главным персонажем комикса мог бы стать ИзбирМЭН, который бы боролся со злостными нарушителями на выборах. В случае высокого интереса к персонажу в дальнейшем возможно создание мультсериала, который бы выходил на аккаунтах ЦИК России в социальных сетях. Можно наладить и выпуск детских книг по мотивам соответствующих комиксов, ориентированных на аудиторию младшей и средней школы.

Предложенная мера будет способствовать привлечению внимания молодежи, уже обладающей правом голоса, а также формированию интереса у школьников к выборам.

Примером подобного представления информации об избирательном процессе можно назвать картинки-комиксы, разработанные ЦИК России и размещенные в официальной группе социальной сети «ВКонтакте».

Второе. В рамках проекта под эгидой ЦИК России «Школа молодого кандидата» можно было бы рассказать молодым людям в форме семинаров, тренингов и деловых игр о том, как подготовить документы на выдвижение и регистрацию на местных выборах, каким образом вести избирательную кампанию и избежать ошибок.

Данный проект мог бы помочь молодежи понять суть выборного процесса изнутри, а также уменьшить возможности радикальных политических элементов влиять на молодежь.

Третье. Проект «Просто о выборах» предполагает разработку и издание информационных материалов (брошюр, буклетов), в которых в доступной форме планируется рассказать о полномочиях депутатов, особенностях организации и проведения выборов, избирательных правах и способах их защиты. Материалы будут представлять собой краткий алгоритм действий в конкретной ситуации. Предлагаемый контент будет состоять из понятных иллюстраций и инструкций для привлечения внимания различных категорий молодежи. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», изложенный в виде инфографики и алгоритмов действий (по принципу ответов на вопрос «да/нет»), станет более понятным и интересным для простых граждан.

Тем самым каждый молодой россиянин сможет самостоятельно оценить свои действия и действия уполномоченных лиц (кандидаты, наблюдатели, члены участковых и территориальных избирательных комиссий) с правовой точки зрения. Формат материалов подразумевает их выпуск также и в электронном виде с последующим размещением на официальных ресурсах и в социальных сетях.

Стоит отметить, что в данный момент РЦОИТ при ЦИК России ведет работу по продвижению института выборов в интернете. Например, в апреле 2019 года был запущен канал «Просто о выборах» на видеохостинге YouTube. Особенностью канала являются яркие и информативные видеоролики, хронометражем в одну-три минуты, рассказывающие об основных правах избирателей и особенностях российского законодательства (институт наблюдения, активное и пассивное избирательное право, членство в УИК). Кроме того, канал размещает видеолекции, посвященные выработке деловых компетенций у молодых избирателей. Данный пример иллюстрирует возможности, предоставляемые сетевым пространством для дальнейшего повышения уровня электоральной грамотности среди молодых россиян.

Четвертое. Проект «Политика и право в игровой форме для учащихся средней и младшей школы» предлагает включить в программу начальной и средней школы элективные часы о государственном устройстве в России. Приоритетной формой подачи материала являются деловые и научно-популярные мероприятия, с их помощью ребята познакомятся с системой выборов и примерят на себя различные роли (кандидат, депутат, президент, работник предвыборного штаба). Дети узнают о полномочиях должностных лиц, особенностях их работы, сложности принятия решений.

Фото с фестиваля «Будущее за молодежью!», 2019 год

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости