29.03.2024

Новости

29.03.2024 Вестник №3

29.03.2024 Шелехов. Программа обучения

29.03.2024 Иркутский район. Прием предложений

28.03.2024 Финансовые отчеты

28.03.2024 Усольский район. Лучший видеоролик

28.03.2024 Усть-Кут. Спортивно-политическая игра

27.03.2024 Слюдянка. Лучшие фотографии

27.03.2024 Усть-Илимский район. Доклад думе

27.03.2024 Свирск. Конкурс рисунков

26.03.2024 Итоги заседания

Хорошо забытое старое


Каждая прошедшая избирательная кампания вне зависимости от ее уровня неизменно приводит к работе над ошибками. И тем интенсивнее этот процесс, чем ближе выборы федерального уровня: надо всё подшлифовать. После единого дня голосования 8 сентября свое видение совершенствования избирательного законодательства озвучили все парламентские партии. Одна часть инициатив уже оформлена в виде законопроектов и направлена на рассмотрение в Госдуму, другая – находится на стадии обсуждения и сбора экспертных оценок.

Так, по информации РБК, внутриполитический блок Кремля планирует к началу будущего года определиться с возможными поправками в избирательное законодательство. Изменения могут быть законодательно утверждены в ближайшей перспективе, чтобы успеть вступить в силу к выборам в Государственную Думу в 2021 году. Пока идет обсуждение развилок в законодательстве и спорных моментов, выявленных практикой.

Плюс одномандатникам

Одно из рассматриваемых возможных изменений касается корректировки пропорции избрания депутатов Госдумы по партспискам и одномандатным округам. Нынешнее соотношение 50 на 50% предлагается изменить в сторону уменьшения доли партсписков и увеличения – одномандатников (25 на 75%).

Также среди обсуждаемых идей – возвращение избирательных блоков. Их предлагается вернуть, чтобы дать возможность партиям блокироваться с крупными общественными движениями, к примеру с ОНФ. При этом прорабатывается вариант, согласно которому проходной барьер для блоков может стать более высоким, чем для партий, – не 5, а 7%.

Напомним, избирательные блоки существовали в России до 2005 года, они могли создаваться на базе партий, движений или же совместно партий и движений. Проходной барьер для блоков был такой же, как и для партий. В последний раз избирательный блок проходил в Госдуму в 2003 году.

Сократить до одного

Среди прорабатываемых инициатив также предусматривается возможность сокращения количества кандидатов в общефедеральной части списков партий на выборах в Госдуму. Сейчас закон позволяет включать в нее до 10 человек. Озвучиваются предложения сократить общефедеральную часть до одного человека. Возможность включать в головную часть списков до десяти человек была введена в преддверии думских выборов 2011 года. До этого действовала норма, согласно которой общефедеральная часть могла состоять максимум из трех человек.

Принятыми поправками пользовались все партии парламентской оппозиции: во время кампаний 2011 и 2016 годов в федеральной части списков КПРФ и ЛДПР были по 10 человек. «Справедливая Россия» в 2011 году включила в головную часть восемь человек, но в 2016 году там был только лидер партии Сергей Миронов. Список «Единой России» в 2011 и 2016 годах единолично возглавлял Дмитрий Медведев.

Партии пойдут в суд

Наряду с обсуждаемыми поправками есть проекты, которые уже находятся на рассмотрении нижней палаты российского парламента. Так, Государственная Дума 6 ноября в первом чтении приняла проект федерального закона, содержащий поправки в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС) и статью 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Законодательная инициатива принадлежит правительству. Документ направлен на реализацию постановления Конституционного Суда.

Напомним, Конституционный Суд признал часть 15 статьи 239 КАС не соответствующей основному закону в той мере, в какой она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов. Это касается случаев, когда «партия и ее кандидаты были лишены возможности представить в избирком документы, необходимые для регистрации, из-за воспрепятствования со стороны должностного лица комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию».

В связи с этим вводится норма, согласно которой с исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, которые не были зарегистрированы в результате действий или бездействия должностных лиц избирательной комиссии, препятствовавших их выдвижению или регистрации, установленных вступившим в законную силу судебным актом о признании таких действий незаконными. Кроме того, с иском может обратиться кандидат, который не был зарегистрирован в результате таких действий.

При этом также предлагается определить срок подачи административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, дополнив частью 31 статью 240 КАС. Согласно пояснительной записке к проекту закона, срок подачи такого административного искового заявления составляет три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу. Учитывая, что необходимым условием обращения в суд является установление незаконности действий, препятствовавших выдвижению или регистрации кандидата, законопроектом предусмотрен сокращенный срок (10 дней) для обжалования таких действий избиркома и его должностных лиц.

Аналогичные изменения вносятся в статью 78 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Поправки к законопроекту, одобренному в первом чтении, принимаются до 5 декабря.

Ани Думикян

Фото с сайта Госдумы

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 20






Видеоновости