21.05.2024

Новости

21.05.2024 Итоги заседания

21.05.2024 Законопроект избиркома

21.05.2024 Выборы мэра Саянска

20.05.2024 Игра «Мой выбор! Мое право!»

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

Вопрос от журналистов


Российская избирательная система – достаточно сложный институт, обладающий определенными тонкостями и нюансами. Ни одна избирательная кампания не обходится без разъяснительной работы и правового ликбеза. Очень часто вопросы возникают не только у обывателей, но и журналистов – людей, тесно связанных с данной сферой. Мы подготовили ответы на наиболее актуальные и распространенные из них.

Какие стадии имеет муниципальная избирательная кампания?

Избирательная кампания начинается в день, когда официально публикуется решение о назначении выборов. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение необходимо опубликовать не позднее чем через 5 дней со дня назначения выборов.

Самовыдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и до 18 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования. Решение о выдвижении кандидатов партии должны принять не позднее чем за 50 дней до дня голосования.

Документы для регистрации кандидата представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Решение о регистрации кандидата либо отказе в ней должно быть принято в течение 10 дней со дня приема документов на регистрацию.

Агитационный период для партий начинается со дня принятия решения о выдвижении своих кандидатов, а для кандидата-самовыдвиженца – со дня представления в соответствующую избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае если кандидат выдвинут партией – со дня представления документов о выдвижении. Агитация прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (7 сентября 2019 года). За 28 дней до дня голосования начинается период агитации в СМИ (10 августа 2019 года). Он заканчивается за сутки до дня голосования.

Чем информирование граждан в СМИ отличается от агитации?

Информирование избирателей – это сообщение о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, о кандидатах, нарушениях избирательного законодательства и др. Публикация опросов общественного мнения – тоже одна из разновидностей информирования избирателей.

Информирование должно отвечать трем основным принципам: быть достоверным, объективным и не нарушать равенство кандидатов. Принцип равенства может быть нарушен в ситуации, если информация о кандидатах или политических партиях подается несбалансированно или редакция выражает явное предпочтение какому-то кандидату или партии.

Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, которая имеет целью побудить избирателей к голосованию за определенного кандидата, списки кандидатов или против них.

Предвыборная агитация обладает рядом признаков, в частности, это призывы голосовать за кандидата или против него, описание возможных последствий, которые наступят в случае победы или проигрыша кандидата, распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных обязанностей, деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата.

Наличие этих признаков в редакционном материале еще не означает, что он однозначно будет признан агитационным. Определяющим в данном случае будет наличие или отсутствие цели побудить избирателя голосовать за или против определенного кандидата и неоднократность размещения подобных материалов в конкретном СМИ.

Распространяется ли запрет на обнародование результатов опросов общественного мнения в течение пяти дней до дня голосования в случае размещения в печатных агитматериалах (ПАМ) ответов людей на вопрос, пойдут ли они на выборы?

Нет, не распространяется, поскольку законодательство устанавливает запрет на обнародование в течение пяти дней до дня голосования именно результатов опросов общественного мнения. При этом под результатами опросов общественного мнения, связанных с выборами, следует понимать любые количественные показатели, полученные по итогам опроса. Иными словами, размещение в ПАМ вопроса и ответов людей на него без указания количественных показателей (например, числа лиц, ответивших на вопрос) само по себе не является обнародованием результатов опросов общественного мнения.

Что нужно для размещения в СМИ агитационных материалов?

Если СМИ планирует размещать у себя агитационные материалы, то необходимо соблюсти ряд условий. Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих муниципальных выборов.

Указанные сведения, информация о дате, источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации СМИ, уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же 30-дневный срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую соответствующие муниципальные выборы.

СМИ, не уведомившие в установленный срок комиссии, организующие выборы, о готовности предоставлять эфирное время или печатную площадь, не имеют права размещать агитматериалы. Также запрещено заниматься агитацией негосударственным СМИ, зарегистрированным менее чем за один год до начала избирательной кампании, они не вправе предоставлять платное эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях.

Могут ли в агитационных материалах использоваться изображения физических лиц?

Допускается использование изображений других лиц, помимо кандидата, в случаях, если агитационный материал выпускается избирательным объединением и в нем могут присутствовать выдвинутые на соответствующих выборах кандидаты (в том числе в составе списка кандидатов). Также разрешено использование изображения кандидата среди неопределенного круга лиц.

Запрещается использование изображений лиц, не достигших на момент проведения выборов 18-летнего возраста, неопределенного круга лиц без изображения самого кандидата, родственников кандидата, изображений известных людей.

Каковы ограничения при использовании высказываний людей в агитационных материалах?

При проведении выборов и референдумов нельзя использовать в агитационных материалах высказывания несовершеннолетних лиц и людей, которые не имеют права проводить предвыборную агитацию кандидатов или избирательных объединений. Использовать в агитационных материалах высказывания других людей о кандидате или партии можно только с их письменного согласия.

Могут ли снять кандидата с выборов, если в ПАМ размещены элементы бренда (например, логотип) какой-либо компании без согласия правообладателя?

Да, могут. Изображение в ПАМ любых товарных знаков, фирменных наименований и коммерческих обозначений без согласия правообладателя может быть квалифицировано как нарушение законодательства об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации и, как следствие, повлечь отмену регистрации кандидата.

Какими правами обладают журналисты во время избирательной кампании?

Во время избирательной кампании журналисты имеют право:

– знакомиться с итогами голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, и результатами выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе комиссии об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящей комиссии;

– присутствовать на всех заседаниях комиссии, кроме тех, когда определяются итоги голосования или идет подсчет голосов;

– знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами других комиссий об итогах голосования, результатах выборов или референдума, в том числе составляемых повторно. Также журналисты имеют право получать от комиссий заверенные копии этих протоколов;

– присутствовать на агитационных мероприятиях и освещать их.

Для получения других прав представителям СМИ необходимо пройти аккредитацию. После этого аккредитованные журналисты также могут:

– присутствовать на всех заседаниях комиссии, включая те, на которых устанавливаются итоги голосования или происходит подсчет голосов;

– в день голосования или в дни досрочного голосования аккредитованные журналисты могут находиться на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о том, что вышестоящая комиссия приняла протокол об итогах голосования на участке, а также при повторном подсчете голосов;

– посещать избирательные участки, расположенные в воинских частях, закрытых административно-территориальных образованиях, больницах, санаториях, домах отдыха, СИЗО и других местах временного пребывания избирателей. Для этого нужно подать заявку в это учреждение;

– проводить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя комиссии, его заместителя или секретаря.

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости