18.05.2024

Новости

17.05.2024 Конкурс библиотек

17.05.2024 Юбилей регионального парламента

17.05.2024 «Мы выбираем будущее»

16.05.2024 Выборы в новом муниципалитете

16.05.2024 Рабочие вопросы

16.05.2024 Архивные дела

15.05.2024 Иркутск. Формирование окружных комиссий

15.05.2024 Усть-Кут. День дублера

15.05.2024 Черемхово. Конкурс эссе

13.05.2024 Учет эфирного времени

Мягкое фильтрование


В Государственную Думу внесли проект закона, предусматривающий корректировку статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Документом предлагается снижение до пяти процентов так называемого муниципального фильтра по всем трем позициям: общему числу требуемых подписей, числу подписей депутатов и глав муниципальных образований верхнего уровня.

Напомним, ранее с инициативой уменьшить порог муниципального фильтра выступила председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Озвученная ею идея обсуждалась и была поддержана на рабочей группе при администрации президента. Авторами законопроекта стали депутаты нижней палаты парламента Алексей Диденко и Михаил Дегтярев (оба от фракции ЛДПР).

Ограничение конкурентности

Как отмечается в пояснительной записке к документу, «анализ сформировавшейся практики применения такого фильтра показывает серьезное ограничение реальной политической конкуренции, снижение эффективности демократического представительства и значительное падение альтернативности выборов. Более того, наблюдается тенденция представления кандидатами в избирательные комиссии недостаточного количества подписей, что фактически обусловлено невозможностью сбора их необходимого числа или заведомо поступающим отказом политической партии от участия в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации».

Депутаты апеллируют к региональному законодательству. Так, в 16 субъектах выдвижение политической партией кандидата на должность высшего должностного лица должны поддержать десять процентов депутатов или глав муниципальных образований, в четырех – девять процентов, в десяти – восемь, в 25 – семь, в пяти субъектах – шесть процентов и в 18 – только пять. Напомним, согласно закону «О выборах Губернатора Иркутской области», число таких подписей должно составлять пять процентов от общего числа депутатов и глав муниципальных образований.

Таким образом, считают народные избранники, объективно имеется запрос на смягчение барьера для политических партий на муниципальном уровне. «Принятие проекта федерального закона приведет к исключению субъективного фактора при выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, позволит политическим партиям получать реальные подписи для поддержки кандидатов и в целом способствует повышению активности избирателей и дальнейшему развитию политической системы России», – пишут инициаторы изменений.

К слову, история избирательного законодательства помнит не одну попытку так или иначе отрегулировать муниципальный фильтр. По сообщениям «Независимой газеты», в конце марта КПРФ планировала внести в Госдуму сразу три инициативы, касавшиеся поддержки кандидатов на пост глав регионов. Первый документ предусматривал смягчение фильтра в целом до пяти процентов. Во втором проекте говорилось о его отмене для парламентских партий. Третья же инициатива, которую коммунисты считают наиболее целесообразной, подразумевала полную ликвидацию фильтра для всех.

Согласно решению совета Госдумы, ответственным по законопроекту назначен комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Документ направлен для подготовки заключения в различные органы, в том числе президенту, в Совет Федерации, Счетную палату, правительство. Отзывы, предложения и замечания необходимо представить до 12 июня.

Экспертное заключение

Кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела научных исследований Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Эдуард Девицкий считает спорным положения федерального законодательства о муниципальном фильтре для кандидата на пост главы региона. В своей статье «Дефекты как основание для совершенствования избирательного законодательства», вышедшей в журнале «Гражданин. Выборы. Власть», он отмечает: «Предполагалось, что кандидаты на столь высокую выборную должность должны пользоваться реальной поддержкой. Однако практика применения положений закона показала затруднительность их выполнения для большинства кандидатов. Поскольку кандидат должен быть поддержан не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов. В большинстве субъектов Российской Федерации депутаты и главы муниципальных районов и городских округов являются представителями одной политической партии. У других же партий просто нет необходимого количества депутатов и глав муниципальных образований».

Кроме того, поскольку единый день голосования проводится в сентябре, то период сбора подписей приходится на вторую половину июня – июль, что делает крайне затруднительным сбор подписей у 5–10% (как правило, это несколько сотен) депутатов и глав городских и сельских поселений.

Стоит отметить, что в 2012 году Конституционный Суд рассматривал дело о проверке конституционности муниципального фильтра в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы. Правоведы пришли к выводу, что требование получить поддержку десяти процентов депутатов и глав муниципальных образований субъекта не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов. Это, наоборот, повышает интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулирует укрепление демократических основ российской государственности.

«По своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5% установленное законом субъекта число подписей», – говорится в постановлении Суда.

Муниципальный фильтр не может рассматриваться несовместимым с вытекающими из Конституции РФ требованиями правовой демократии, основанной на политическом плюрализме. Соответственно, отмечает Суд, регламентирующие реализацию этого условия положения федеральных законов не предполагают их использования в целях ограничения политического многообразия и многопартийности.

ЦИК одобряет

Председатель ЦИК России Элла Памфилова подчеркнула, что Центризбирком приветствует инициативу депутатов фракции ЛДПР. «Это дает нам шанс и возможности хорошенько поработать в оставшееся до единого дня голосования время. Может быть, нам удастся в ряде регионов, где выбирают высших должностных лиц, добиться рассмотрения вопроса о снижении фильтра к предстоящим выборам», – заявила руководитель ЦИК.

По ее словам, «уже есть определенные предложения», и Центризбирком в любом случае не будет бросать эту тему. «На рабочей группе при администрации президента была достигнута определенная договоренность. Не хочу ничего обещать на сто процентов, не всё от нас зависит, но мы предпримем необходимые усилия для того, чтобы в единый день голосования в этом году для представителей партий, самовыдвиженцев были какие-то послабления», – добавила Элла Памфилова.

Ани Думикян

Фото с сайта www.55.fsin.su

Голосование

Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?

Всего голосов: 21






Видеоновости